Главные вкладки

    Адаптация детей к условиям ДОУ
    консультация на тему

     Александрова Екатерина Александровна

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_detey_k_usloviyam_dou.docx15.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация детей к условиям ДОУ

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

    Тема «Адаптация детей в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

    От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье приходит детский сад. Детский сад становится «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

    Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

    легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

    адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

    тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; эмоционально неустойчив.

    Формы и способы адаптации детей раннего возраста.

    С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение.

    Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

    Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:

             1.Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

             2.Постепенное заполнение групп.

             3.Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

             4.Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

    В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как:

    элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

    исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

    Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

    Сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего Ребенка, развития души.

    Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

    Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона и других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик.

    Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами.

    Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто.

    В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

             Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

    - глубокий сон;

    - хороший аппетит;

    - бодрое эмоциональное состояние;

    - полное восстановление имеющихся навыков;

    - активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

             Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

     

    Успехов Вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»

    Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...

    Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

    Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

    Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации

    познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их г...

    Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

    Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

    «Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

    В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

    ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

    Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...