Конспект родительского собрания "Работа с одаренными детьми"
консультация на тему

Субботина Олеся Геннадьевна

План-конспект родительского собрания по теме

«Работа с одаренными детьми »

 

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ сУББОТИНА о.г.

       Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с  созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.

 

      Задачи: вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния воспитателей  и родителей на развитие одаренных детей, обратить внимание на данную проблему общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ »

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ СУББОТИНА О.Г.

       Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с  созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.

      Задачи: вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния воспитателей  и родителей на развитие одаренных детей, обратить внимание на данную проблему общества.

 Проведение собрания

         Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить собрание, рассаживаются.  Собрание начинается с инсценировки короткой сценки. В роли актеров дети, педагоги.

Инсценировка:              

На слайде №1 Изображение сказочной поляны.

       На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено все для занятия  по рисованию(краски, кисти, и тд.) , Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садиться за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходиться долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются , Мальвина  произносит

        -Сегодня, дети , мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.

     Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.

Психолог: Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Это маленькая инсценировка открыла наше собрание, тема которого «Одаренный ребенок, какой он».

На слайде №2  тема собрания

       Давайте сейчас вместе порассуждаем, кто из сказочных персонажей проявил нестандартные способности мышления, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческое  начало.

Родители высказывают своё мнение.

(Настраивает родителей на дискуссию, обмен мнениями, задает вопросы)

На слайде №3 следующие вопросы:

Что же такое «Одаренность», В чём она может проявиться?, Какая она бывает?

Короткая дискуссия.

Да, уважаемые родители ,во многом Вы правы. А вот, что говорят об одаренности специалисты.

Слайд №4

      Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает  случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь  чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а  то и утрата некоторых детских возможностей.

        Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

Слайд №5

       Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Слайд №6

        В настоящее время существует более 100 различных определений одаренности ). В большинстве этих определений данное понятие описывается в таких психологических конструктах, как "интеллект", "творчество",   "успешность   деятельности".   По мнению ряда ученых, научному определению одаренности в значительной степени мешает распространенное "житейское" понимание этого термина. В.Д. Шадриков (1991) провел интересное исследование различных определений терминов "способный", "талантливый" и "одаренный", которые представлены в толковых словарях. В результате анализа было показано, что очень часто эти понятия используются в быту как синонимы. Различия же между ними отражают степень выраженности способностей. При определении "способностей" на первый план выступает сама возможность человека сделать что-либо, подчеркивается его умение справиться с определенным заданием, "сладить", "устроить" некоторое дело. При этом, как правило, отмечается связь способностей с успешностью выполнения взятого на себя дела. При трактовке термина "талант" выделяется врожденный характер этого качества человека, его природные особенности, которыми он обладает от рождения. Предполагается, что талант даруется человеку от рождения либо высшими силами (богами), либо  природой. Одаренность часто понимается как степень выраженности таланта. В.Д. Шадриков обращает внимание на то, что в большинстве "житейских" определений понятий "способность", "одаренность", "талант" подчеркивается их теснейшая взаимосвязь с успешностью деятельности.

Слайд №7

       Фундаментальный вклад в изучение способностей человека был сделан в трудах выдающихся российских психологов Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. По мнению Б.М. Теплова, для создания учения об одаренности наиболее целесообразно исходить из понятия "способности", в котором выделяются следующие три основных признака (Теплов, 1982):

во-первых, способности представляют собой индивидуально психологические особенности,  субъекта, т.е. те особенности, которые отличают данного человека от других людей;

во-вторых,   далеко   не   все   индивидуально-психологические особенности можно назвать способностями, а лишь те, которые имеют непосредственное отношение к успешности некоторой определенной деятельности или же многих видов деятельности;

в-третьих, способности нельзя сводить к уже выработанным у данного человека знаниям, умениям и навыкам; вместе с тем, именно способностями можно объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний, умений и навыков.

         В рамках этого концептуального подхода предполагается, что в основе развития способностей, которое происходит в деятельности, лежат задатки, являющиеся врожденными анатомо-физиологическими особенностями человека. Отмечается также, что понятие одаренности имеет комплексный, синтетический характер и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку практическая деятельность. Б.М.Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще", поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим дифференцируются два вида одаренности:

Слайд №8

специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;

общая одаренность, которая в отличие от специальной рассматривается применительно к широкому кругу деятельностей.

Психолог: Каких же детей можно считать одаренными?

Слайд №9

        Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд №10

Виды одаренности:

Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;

Интеллектуальная одаренность различных видов;

Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;

Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;

Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Слайд №11

Показатели одаренности:

любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

высокие интеллектуальные и творческие показатели;

высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

легкость в общении, коммуникабельность;

активность;

высокая мотивация к учебной деятельности;

стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Слайд №12

Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:

сформированность любознательности;

проявление высокоинтенсивной познавательной активности

способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);

быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);

произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;

богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;

максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;

вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.

       Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома, в детсокм саду , потом  и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?

       Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы одаренных и не только одаренных детей.

Слайд №13

     Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.

       Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе ровестников.

       Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.

 

Слайд №14

       Так как в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности.

        Сторонники одной из них считают, что одаренным (в той или иной степени) является каждый ребенок и нужно только вовремя выявить конкретный вид одаренности и развивать ее. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции. В этом случае выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. По сути, эти разногласия являются своеобразным отголоском давнего спора о роли наследственности и воспитания в развитии одаренности.

        Следует ли рассматривать способности как врожденное качество человека или же их можно сформировать, развить в процессе обучения, а также в трудовой деятельности? Ответ на этот сложнейший вопрос в области психологии одаренности искали многие исследователи. Для педагогов и психологов принципиальную важность имеет вопрос о возможностях развития одаренности. В этой области также существуют диаметрально противоположные точки зрения. К Спирмен выдвинул концепцию фиксированного общего интеллекта. Он предположил, что успешность любой интеллектуальной деятельности определяют два фактора: 1) некоторый общий фактор (генеральный g-фактор), общая способность, и 2) фактор, специфический для данной деятельности (s-фактор), соответствующий специальной способности. По мнению Спирмена, общие способности ребенка достаточно жестко фиксированы и их необходимо лишь точно измерить. Он писал, что если однажды аккуратно и точно определить уровень общего интеллекта у одиннадцатилетнего ребенка, "надежды учителей и родителей на то, что он когда-либо позднее в процессе развития будет способен подняться на существенно более высокий уровень, кажутся иллюзорными" (Spearman, 1927, с.367). Эта точка зрения, высказанная 70 лет

назад, неоднократно критиковалась отечественными и зарубежными психологами, однако такого рода утверждения все еще продолжают появляться в психологической литературе. При анализе подобных заявлений необходимо всегда уточнять, что же именно имеет в виду автор: более или менее жесткую фиксацию уровня способностей, темп их развития, некоторый верхний предел, который так и не сможет преодолеть в своем развитии данный индивид, или иные показатели стабильности.

 

Слайд №15

           Одним из наиболее активных приверженцев противоположной точки зрения - идеи о преобладающей роли обучения в развитии одаренности был пастор и ученый Карл Витте (Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г., 1989). Он считал, что способности есть у каждого ребенка и они являются результатом обучения и воспитания в первые пять-шесть лет жизни. Этот ученый провел одно из наиболее интересных лонгитюдных исследований в области психологии одаренности, причем в качестве испытуемого выступал его сын. В 1800 году на заседании магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий в горячем споре со сторонниками генетического подхода к одаренности Карл Витте произнес свою знаменитую фразу: "Если Бог пошлет мне сына ... то я, как и решил, сделаю из него выдающегося человека". Вскоре у пастора действительно родился сын, который в честь отца также был назван Карлом. Карл Витте-старший разработал множество педагогических приемов, позволявших ему обучать и развивать своего ребенка. Первоначально не только критики-педагоги, но даже жена пастора не верили в успех. Однако по мере взросления мальчика им пришлось изменить свое мнение.

        Уже в неполные восемь лет маленький Карл мог читать и переводить Плутарха с греческого, сочинения Юлия Цезаря с латыни. Его не затрудняли ответы на вопросы по этим далеко не простым произведениям. Он также легко читал по-итальянски и по-французски, беседуя на этих языках с преподавателями так, как будто это был его родной язык. Он мог решать в уме сложнейшие математические примеры, обладал блестящими познаниями в географии и истории. Уже в 9 лет мальчик поступает в Лейпцигский университет, в 13 лет становится доктором философии, а в 16 лет получает степень доктора юриспруденции. В 18 лет юноша становится профессором Гейдельбергского университета. С 23 лет и до самой смерти он работает заведующим кафедрой в Бреслау. Его коллеги и ученики отмечали его эрудицию, блестящие способности педагога и ученого.

А какого мнения придерживаетесь Вы? (небольшая  дискуссия)

Слайд №16

         Уважаемые родители Вы наверняка, сопоставляли услышанную информацию со своими детьми. И возможно, что- то увидели похожее в Ваших детях.

        С Вашего согласия, нами была проведена диагностика ваших детей, поэтому в индивидуальном порядке, мы будем рады поговорить об успехах  Ваших детей, и о том, на что стоит обратить внимание.

Слайд №17

        Ну а сейчас я предлагаю  Вам дорогие родители ненадолго вернуться в чудесный мир детства.  Представим, что мы дошколята, и вокруг так много удивительного.

Звучит детская песня.

Психолог: А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем.

Игра 1.

        Мы привыкли, что каждой вещи присущи определенные признаки. Вот например река. Какой она бывает? (Широкой, бурной, горной) А молоток? (Большим, железным, тяжёлым. Свойства присущие молотку, записываться на листе ватмана  справа) А может река быть большой? Можем мы назвать реку железной? (Например, поток расплавленного металла) А тяжелой? А теперь попробуйте сами совместить один предмет со свойствами другого!

(Выслушиваются варианты родителей, при затруднении следует предложить заготовленные варианты.)

Комментарий к игре.

        Этот способ развития  называется «метод фокальных объектов» , от слова сфокусироваться, это означает, что мы концентрируем внимание на каком –то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстоит перед нами в разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарата. Четко и ясно. Произвольно выбираем несколько других объектов, и называем их, желательно чтобы эти объекты были знакомы детям. А затем начинаем примерять признаки этих предметов с изучаемым объектом, это  позволяет увидеть его с разных сторон. Новые ракурсы, позволяют увидеть и глубже понять изучаемый объект с разных сторон. Тем самым метод локальных объектов  погружает познавательную активность, интерес к объекту.

Слайд №18. Изображает художественный образ того, что создается в игре.

 Игра 2.

      Родителям предлагается создать художественный образ (например, весенний день, цирки др.) Однако вместо красок и кисточек, на  столах находится  кусочки материи, крупы нитки , цветная бумага, бросовой и природный материал. В процессе выполнения задания звучит спокойная музыка, создающая эмоциональный настрой.

Комментарий к игре.

        Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны, они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое, и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер. Необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения.

        Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью  детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Ведь как известно, игра –основной вид деятельности дошкольника. Эти и другие игры предложенные Вам  в специально подготовленной для Вас памятки помогут развить и поддержать способности Вашего ребенка.

         А мы будем рады Вашим  фотоотчётам домашних  игр и заданий. А напоследок хочется сказать.

Слайд №19 с пожеланиями родителям.

        Уважаемые родители! Не спешите и не подгоняйте ребенка в его поиске себя в каком – либо виде деятельности, не заставляйте его зубрить те или иные приемы и действия, подобно таблице умножения. Пусть он в свободное время дома больше импровизирует, выдумывает новые приемы и действия. Если мы поможем ему (или не будем мешать в этом), наш родительский долг будет выполнен. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку раскрыться в своем творчестве, чтобы любая индивидуальность ребенка не прошла мимо нашего внимания, реализовалась и взращивалась в нашей педагогической деятельности с детьми.

Рефлексия. Чудесный ларец

        Родителям, присутствующим на собрании предлагается на небольших карточках (можно их оригинально оформить) ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания совместно с детьми «Мастерская».

Создать у детей радостное настроение от совместной деятельности с взрослыми (театрально-игровой, конструктивно-продуктивной). - Закреплять умение различать эмоции, передавать их с помощью мимик...

Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...

конспект родительского собрания совместно с детьми в коррекционной группе

Познавательно-развлекательная викторина "Зимние посиделки"...

Конспект родительского собрания совместно с детьми в старшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"

Конспект родительского собрания совместно с детьми в старшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"...

Конспект родительского собрания совместно с детьми

Конспект родительского собрания на тему "Как приучить ребёнка к труду" (старшая группа)...

Конспект родительского собрания совместно с детьми в средней группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"

Конспект родительского собрания совместно с детьми в средней группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки" Цель:формирование компетентности и активной родительской пози...