Психолого-педагогический практикум «Скоро в школу»
методическая разработка на тему

Малик Надежда Михайловна

Как подготовить ребенка к школе? В какие игры играть дома с детьми, чтобы процесс обучения не превратился в долгие мучения...Ведь готовность к обучению в школе- это не только знания, которыми владеет ребенок, а именно готовность к ихприобретению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-logopedicheskiy_praktikum._pchelki.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

                       Психолого-логопедический практикум «Скоро в школу»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

  1. Ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе».
  2. Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе.
  3. Ознакомление с играми, развивающими фонематические процессы и познавательные психические процессы.
  4. Формирование активной родительской позиции и позитивных детско-родительских взаимоотношений.

План практикума.

1.Вводная часть. Игровое упражнение с мячом «Закончи фразу».

2. Теоретическая часть. Мини-лекция педагога-психолога, учителя –логопеда.

3. Практическая часть.

1 подгруппа: «Игры на развитие фонематических процессов».

2 подгруппа: «Игры на развитие познавательных психических процессов».

Обмен группами.

4.Рефлексия.

Конспект психолого-логопедического практикума для родителей «Скоро в школу»

Участники: родители, дети, которых посещают группу «Пчелки», «Жемчужинки».

Ведущие: учитель- логопед, педагог-психолог.

Продолжительность: 1 час

Необходимые материалы: мяч, листы бумаги  в клетку, карандаши, карточки, игровой материал.

Ход практикума

1.Вводная часть. Упр. «Закончи предложение»

- педагог-психолог по очереди бросает мяч родителям, произнося начало предложения «Для меня выражение Ребенок готов к школе» означает…»

2. Теоретическая часть.

Педагог-психолог:

- Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера «Быть готовым к школе уже сегодня- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень ЗУН ребенка, но для успешной учебы этого не достаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.

 В интеллектуальной готовности важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

В волевой готовности – умение управлять своими эмоциями, поведением. Речь идет не только об умении слушаться, хотя это тоже важно , но это относится больше к вопросам избалованности и вседозволенности, а об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорить взрослый.

Мотивационная готовность.

Существует огромная разница между «хочу в школу» и «надо учиться работать»

Социально-психологическая готовность- потребность в общении

Итак, подготавливая ребенка к школе необходимо научит его слышать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе- это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Так давайте поиграем.

 Упражнения на развитие внимания.

Упр. «Летит – едет - плывет»

Я буду называть различные предметы. Если летит- машем руками над головой, едет- топаем ногами, плывет- разводим руками «плывем».

Самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолет.

«Съедобное- не съедобное» «Летает- не летает»…

«Колпак мой» «Сантики - сантики».

«Тише едешь - дальше будешь».

Упр. «Графический диктант»

Муха в клетке

Корректурная проба.(Найди и вычеркни).

Лабиринты

Найди сходства(отличия)

Упражнения на развитие слуховой памяти

«Повтори»- я скажу тебе слова, а ты повтори.

Разучивание стихов, пересказ прочитанного.

«Слово-картинка»- я говорю слово, а ты его зарисуй.

Упражнения на развитие зрительной памяти

«Что где стояло?»

«Чего не стало? Что изменилось?»(Чудесный мешочек)

«Посмотри- запомни- нарисуй (или назови)»

«Добавь слово» (с группой детей)

«Повтори действия» (руки вперед, присядь, ип, голову повернуть вправо, ип., сделать хлопок над головой).

«Вспомни где ты был…, где стояла ваза, какого цвета она была…»

«Парные картинки»

Упражнения на развитие мышления

«Что общего между двумя предметами и в чем отличие?»

«4й лишний»

«Продолжи ряд закономерностей»

«Противоположности»

«Аналогии»

«Разложи картинки в той последовательности, в которой происходили события»

«Что к чему подходит?»

Рефлексия.

Шпаргалка для родителей

Игры и упражнения, направленные на развитие

 познавательных психических процессов

Психический процесс

Упражнение или игра

Внимание

«Летит – едет - плывет»

Я буду называть различные предметы. Если летит- машем руками над головой, едет- топаем ногами, плывет- разводим руками «плывем».

Самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолет.

«Съедобное - не съедобное»

 «Летает- не летает»…

«Колпак мой» «Сантики - сантики».

«Тише едешь - дальше будешь».

 «Графический диктант»

 «Муха в клетке»

Корректурная проба (Найди и вычеркни).

Лабиринты

Найди сходства (отличия)

Память

Слуховая память

«Повтори»- я скажу тебе слова, а ты повтори.

Разучивание стихов, пересказ прочитанного.

«Слово-картинка»- я говорю слово, а ты его зарисуй.

Зрительная память.

«Что где стояло?»

«Чего не стало? Что изменилось?» (Чудесный мешочек)

«Посмотри- запомни- нарисуй (или назови)»

«Добавь слово» (с группой детей)

«Повтори действия» (руки вперед, присядь, ип, голову повернуть вправо, ип., сделать хлопок над головой).

«Вспомни где ты был…, где стояла ваза, какого цвета она была…»

«Парные картинки»

Мышление

«Что общего между двумя предметами и в чем отличие?»

«4й лишний»

«Продолжи ряд закономерностей»

«Противоположности»

«Аналогии»

«Разложи картинки в той последовательности, в которой происходили события»

«Что к чему подходит?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...