Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Избицкая Ольга Сергеевна

Что такое сенсорное воспитание. В какие игры можно поиграть,чтобы развивать сенсорику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_7.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие

детей раннего возраста»

                                                                                                                                       

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

• является основой для интеллектуального развития;

• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

• развивает наблюдательность;

• готовит к реальной жизни;

• позитивно влияет на эстетическое чувство;

• является основой для развития воображения;

• развивает внимание;

• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

• влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине, и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

          Чтобы привлечь внимание малыша к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовывать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, устанавливать  их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале малыши не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнивать по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.От внешних приемов сопоставления малыши постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дт им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или вплотную ( например, между объемными предметами).

               Малыши третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Обучая малыша выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый малыш усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания малыша, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире.

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться совами.

Игры для сенсорного развития:

«Чудо прихватки»

Цель: Закреплять знания у детей о геометрических фигурах ( круг, треугольник, квадрат) и цветах ( красный, желтый, зеленый, синий); развивать мелкую моторику рук.

    Предложите малышу на одну прихватку пристегнуть треугольники, называя их цвет, на другую – круги. То же самое можно проделать с другими геометрическими фигурами.

«Спрячь фигурки»

Цель: Развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам («большой» - «маленький»). Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (красный, желтый, синий, зеленый)

     Предложите малышу назвать фигуру, её цвет и размер, затем разложить фигуры по сумочкам: в маленькую – маленькие фигуры,  в большую – большие.

«Волшебные прищепки»

Цель: Учить детей различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук.

    Предложите малышу сделать из прищепок солнышку – лучики, тучке – капельки дождя и т.д.

«Большой – маленький»

Цель: Развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам (большой - маленький)

    Спрячьте заранее пуговицы в фасоль. Предложите малышу найти в фасоли пуговицы – большие и маленькие – с открытыми глазами или на ощупь, с закрытыми глазами.

«Разноцветные палочки»

Цель: Учить различать и называть цвета.

    Предложите малышу разложить палочки по цвету, проталкивая их в соответствующие по цвету отверстия.

«Построим башню»

Цель: Учить различать цвета по принципу « такой – не такой».

     Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышу построить башню, например, синего цвета. Покажите малышу синий кубик и поставьте его на пол: « Давай построим башню такого цвета! Найди такие же кубики». Если кубик «такой», поставь его сверху. Если  «не такой», его убираем в сторону.

«Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знание цветов.

    Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите малышу найти и показать лишний предмет.

 «Найди такую же фигуру»

Цель: Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

   Разложите на столе фигурки двух форм, например, квадраты и круги. Предложите малышу отобрать фигуры одной формы: Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры одной формы. Что это за фигурки? Это круги»

« Кто где находиться на картине»

Цель: Учить различать пространственные направления( «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева», «справа»)

      Предложить малышу найти на картине объект (мишку), и сказать где он находится ( «внизу» или «справа»)

«Два поезда»

Цель: Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятием длинный, короткий, одинаковые по длине.

    Вместе с малышом постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые).

Покажите малышу, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшите разницу между поездами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...