Гиперактивные дети.
консультация по теме

Этот материал я предлагаю посмотреть не только педагогам, но и родителям. Это очень нужная информация. Источник: https://sites.google.com/site/neposedykak/home.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ.

«Гипер...» (от греч. Иурег — «над», «сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Гиперактивность – это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью. Синоним: синдром дефицита внимания.

            С таким ребенком хотя бы раз в жизни сталкивался каждый из нас. Гиперактивные дети слушают инструкцию, но не слышат или сразу забывают. Наказывать их бесполезно. Обиды они не помнят, зла не держат, расстраиваются всего на несколько минут и тут же переключаются на другие дела. Их эмоции легко переходят из одного состояния в другое: плачут, ссорятся и через минуту уже смеются и мирятся.

            Такие дети имеют много позитивных черт характера. Они "заряжены"  положительными эмоциями,  у них почти всегда приподнятое настроение, они легко идут на контакт, с ними легко и приятно общаться. Гиперактивные детибыстро находят друзей, открыты для общения, позитивно настроены к людям. Они обладают способностью притягивать к себе детей и взрослых.

            Выделяют три основные признака синдрома гиперактивности с дефицитом внимания:

повышенная двигательная активность;

импульсивность;

отвлекаемость внимания.

           Впервые отмеченные признаки начинают появляться у детей в возрасте 3-4 лет, но пик динамичности в поведении и эмоциях               приходиться на возраст 6-7 лет. Именно, с поступлением в школу наиболее ярко проявляются все проблемы, т.к. появляются                   дополнительные требования к поведению и выполнению учебных заданий.

Трудности обучения.

         

 Трудности в закреплении новых знаний и навыков.

         

Трудности при выполнении монотонной работы.        

 

Речь опережает мысль, то есть они сначала говорят, делают, а потом думают.        

 

Трудности при выполнении домашнего задания        

Пути их преодоления

Необходимо возвращаться к уже освоенной теме для ее повторения. Необходима дополнительная проработка учебного материала дома. Родителям необходимо дома вместе с ребенком проработать наиболее сложные темы, это поможет ученику закрепить учебный материал.

Необходимо дать детям возможность сделать паузу.(попросить его вытереть доску, помыть тряпку, принести что-нибудь, пройтись по классу  и собрать тетради)

Чтобы снизить количество импульсивных, необдуманных ответов на уроке, можно заранее предупредить, что следующим будет отвечать этот ученик.

Важно создать максимальную спокойную и тихую обстановку и ни в коем случае не отвлекать.

                К концу начальной школы (где-то к 9 годам) проблемы таких детей  часто решаются сами, т.к. созревают лобные отделы головного мозга, которые берут под контроль неуемную энергию таких детей. Но так происходит не всегда. Нередко требуются еще усилия родителей и педагогов, направленные на развитие волевой сферы и навыков контроля.

                К подростковому возрасту повышенная двигательная активность чаще всего исчезает, но импульсивность и дефицит внимания остаются.

                Существует ошибочное мнение, что гиперактивность - это поведенческая проблема, которая проявляется в невоспитанности ребенка. Однако решающую роль в ее возникновении играют причины биологического характера - особенности функционирования мозговых структур. За активность человека отвечает отвечает такой отдел мозга, как ретикулярная формация. Повышенная функция этой структуры приводит к общей возбудимости, подвижности, отвлекаемости, импульсивности, эмоциональности ребенка.

Почему у детей так функционирует мозг? Существует несколько причин, среди которых специалисты отмечают особенности протекания беременности, родов и т.д.

            Но являются ли такие физиологические особенности развития ребенка залогом неблагоприятного развития? Есть ли у родителей и педагогов возможности каким-то образом повлиять на формирование личности взрослеющего человека? Конечно, есть. Ведь ребенок растет в социуме, он усваивает те нормы поведения, которые показываю ему окружающие, действует в соответствии с теми правилами, которые формируют взрослые.

            Поэтому от действий взрослых будет зависеть по какому пути пойдет развитие ребенка. Можно научит его управлять своими эмоциями и поведением, а можно пустить все на самотек, сказав себе, что "я ничего не могу изменить, такой уж он у меня уродился", или "от меня ничего не зависит, его плохо воспитали в семье".

Как правило выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома:

        - гиперактивность;

        - импульсивность;  

        - нарушение внимания.

            Однако может быть только повышенная двигательная активность, но без дефицита внимания.

            Синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется, если присутствуют по крайней мере 8 из 14 описанных ниже признаков, которые проявляются у детей.

    1. Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

    2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

    3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

    5. Отвечает на вопросы, не подумав,  и раньше, чем вопрос закончен.

    6. С трудом исполняет инструкции других.

    7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

    8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

    9. Во время игр беспокоен.

    10. Часто чрезмерно разговорчив.

    11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".

    12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.

    13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

    14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки").

   

                 Важно обратить внимание на тот факт, что по отмеченным признакам можно лишь предположить наличие данного синдрома у ребенка, но для уточнения предполагаемого диагноза необходимо обратиться к детскому невропатологу, так как только врач может подтвердить или опровергнуть диагноз и назначить соответствующие меры профилактики и коррекции.

            Если Вы фиксируете отмеченные выше признаки поведения у ребенка, то это повод задуматься над тем, является ли поведение ребенка непослушанием или это особенности его развития, с которыми он не может справиться самостоятельно.

          На особенности поведения детей с синдромом гиперактивности большое влияние оказывает такой фактор, как стиль воспитания в семье.                                                                                                                                                   Р. Кэмпбелл считает, что родители допускают три основные ошибки в воспитании (или три "западни").

Три "западни", которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка.

Западня         Содержание         Пути преодоления.

1.         Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого уходом за ребенком.          Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать "по душам".

 2.        Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля  за поведением ребенка.         Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

 3.         Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.        Обучать ребенка управлять гневом.

            Да, взрослым все время в воспитании приходится маневрировать между необходимостью сохранить отношения с детьми и добиться исполнения каких-то требований.

            Какие последствия при неправильном воспитании гиперактивных детей можно ожидать в подростковом возрасте? Это могут быть неуправляемые вспышки гнева, побеги из дома, различные правонарушения и т.п.

            Поэтому правильные воспитательные воздействия в дошкольном и младшем школьном возрасте должны предупреждать негативные проявления в подростковый период.

Правила, которые взрослым необходимо соблюдать.

Не должно быть слишком много требований и запретов со стороны взрослых.

Все инструкции, предъявляемые ребенку, должны быть четкими, обоснованы и обсуждены заранее.

Указания должны быть короткими, немногословными (не более 10 слов).

Требования должны быть реальными, соизмеримыми с возможностями ребенка.

Необходимо соблюдать твердость и последовательность в своих действиях  и требованиях.

Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми.

Обязательным является наличие четкого режима дня, расписания выполнения заданий, посильной физической нагрузки.

необходимо регулировать учебную нагрузку в соответствии с возможностями ребенка.

Стараться избегать ситуаций, которые могут приводить ребенка в возбуждение, - избегать мест большого скопления людей.

Необходимо приучать ребенка доводить начатое дело до конца.

Важной задачей является подготовка ребенка к новой деятельности или изменению ситуации.

Обязательным является использование похвалы и других знаков внимания в общении с детьми.

            Воспитательные воздействия очень важны, но полезными также являются и игровые и развивающие упражнения, которые помогают сформировать определенные навыки. Необходимо строить работу с гиперактивными детьми в трех направлениях:

Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля, поведения, двигательного контроля);

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками (обучение умению слушать, слышать и понимать инструкции взрослого);

Работа с гневом (т.е. управление эмоциями).

            Любые занятия с гиперактивными детьми рекомендуется проводить в игровой форме. Для развития внимания и навыков самоконтроля и управления своим поведением необходимо использовать игры с правилами, так же можно использовать игры, в которые мы играли во дворе в детстве: "День-ночь", "Море волнуется",  "Третий лишний", "Краски", "Съедобное-несъедобное".

   

               Кроме хорошо известных игр можно использовать следующие игры:

"Говори!" Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия. Взрослый говорит: "Сейчас я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Взрослый говорит: "Какое сейчас время года?", взрослый делает паузу. "Говори!"; "Какого цвета у нас потолок?". Пауза, "Говори!". "Сколько будет семь плюс девять?". Пауза, "Говори!" и т.д. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Игра "Сто мячей". Игра способствует развитию навыков распределения внимания и умения устанавливать контакт с окружающими. Игра проводится молча и состоит из нескольких этапов. все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч, который он бросает кому-нибудь из играющих, предварительно"договорившись с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-нибудь, тоже предварительно "связавшись" с ним взглядом и т.д. Задача играющих - поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.На втором этапе игра проводится точно так же, только ведущий вводит еще один мяч, тем самым усложняя правила игры.

Игра "Наперсток".  Игра способствует развитию наблюдательности и сосредоточенности. Взрослый сообщает детям: "Я спрятала в классе (группе) наперсток (или любой другой небольшой предмет), который вам нужно найти. Вы можете ходить повсюду, заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы, т.к. он лежит на видном месте. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первый найдет наперсток, в следующий раз прячет его". Затем можно обсудить с детьми: как они искали наперсток, трудно ли им было, все ли участники придерживались правил.

Упражнение "Что нового". Упражнение способствует развитию умения концентрировать внимание на деталях. взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру, например круг или квадрат. Затем к доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Итак, что же необходимо помнить, взаимодействуя с гиперактивными детьми?

            Эти дети имеют свои особенности психики, но они тоже хотят быть успешными и любимыми.

            Однако им сложнее, чем другим сосредоточиться, усидеть на одном месте, контролировать свои действия и эмоции.

            Им нужна помощь взрослых, которая выражается в правильных воспитательных воздействиях и готовности      использовать различные развивающие и коррекционные упражнения и игры для развития недостающих им функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...