Главные вкладки

    Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста
    консультация на тему

    Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст — уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребенка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребенка в дошкольном возрасте, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

    Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

    Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку».

    Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребенка. Основная цель занятий по развитию речи — формирование качественной речи в процессе общения.

     Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

    Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

    • Интерактивную,
    • Коммуникативную,
    • Перцептивную стороны речевого взаимодействия.

    Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

    Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

    Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

    Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. Как результат, выделение трех групп детей по уровню сформированности у них навыков культуры речевого общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

    Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

    Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

    •Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

    Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

    методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

    Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

    Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

    Консультация для воспитателей на тему: «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

    Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

    Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

    :      В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная деятельность влияет на речь детей.    ...

    Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста

    Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...