Беседа "Всегда ли мы понимаем наших детей?"
материал (старшая группа) на тему

Харитонова Анна Сергеевна

познакомить родителей с технологией "Активное слушание" Ю.Б. Гиппенрейтер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsegada_li_mi_ponimaem_nashih_detey.doc49.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Хотите ли вы, не хотите ли
                                                                 Но дело, товарищи, в том,
                                                                              Что, прежде, всего вы родители
                                                             А все остальное потом.

                                                                В.В.Маяковский

Беседа «Всегда ли мы понимаем наших детей?»

Цель: познакомить родителей с технологией «Активное слушание» Ю.Б.Гиппенрейтер.

       Воспитание - это процесс, требующий знаний, а еще важнее практических навыков, для его правильного осуществления. Поэтому каждому родителю, безусловно являющемуся и воспитателем своего ребенка, прохождение данного курса является желательным и даже необходимым, чтобы воспитание не воспринималось как тяжелое и малополезное родительское бремя, а превратилось в увлекательное и желанное путешествие, рука об руку детей и родителей в царство успеха, гармонии и любви.

Вопрос понимания своих детей очень часто возникает во время встреч с родителями, круглых столов, родительских собраний. Существует много книг, в которых представлены различные технологии, но иногда, чтобы понять, нужна практика.  

Очень часто непонимание своего ребёнка связано с его сферой чувств, и мы используем практические действия – показать, научить, а иногда надо просто послушать, но немного иначе, чем мы привыкли.

Давайте посмотрим на примерах:

1.Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает 3-летний малыш в слезах: он отнял мою машинку!»

2.Сын возвращается из школы, в сердцах бросает портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

3.Девочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее: она не хочет надевать «Эту уродскую шапку»

Наши фразы в ответ ребёнку:

1.Ну ничего, поиграет и отдаст…

2.Как это ты не пойдешь в школу!?

3.Перестань капризничать, вполне приличная шапка! (изображения ситуаций)

Во всех 3 ситуациях наши чувства притупились, и мы не слышим нашего ребенка, свои тёплое отношение мы не проявляем.

А какое отношение ждет от нас ребенок? У вас есть конверты, где есть примеры тех чувств, которые  мы часто забываем применять к детям. Вы по отношению ко всем этим 3 ситуациям простроите иерархию этих показателей.

УСЛЫШАТЬ

ЛЮБИТЬ

ПРИНЯТЬ

ПОНЯТЬ

СОЧУСТВОВАТЬ

ПОДДЕРЖАТЬ

ОДОБРЯТЬ

ДОВЕРЯТЬ

ПОВЕРНУТЬСЯ К РЕБЕНКУ ЛИЦОМ

У вас получилась своя лестница, а многие психологи придерживаются данной схемы. И самое главное во всех примерах услышать ребенка и слушать его активно.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.  Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.


Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. 


Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет: «Денис, — обратился он к сыну, — ты расстроился из за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Например:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
А что случилось? 
Ты что, на него обиделся?

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он, что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

Автор этой технологии профессор МГУ, известный ученый и талантливый педагог Юлия Борисовна Гиппенрейтер и более подробно вы можете с этой технологией познакомиться в ее книгах.

Ю.Б. Гиппенрейтер

Общаться с ребенком КАК?

Продолжаем общаться с ребенком ТАК?

Азбука для родителей Аллан Фромм

Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Д. Добсон «Не бойтесь быть строгими»

А в конце нашей беседы я бы хотела прочитать вам послание от имени детей

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей? Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, ч...

Развивающее занятие с детьми "Понимаю других - понимаю себя".

Введение детей в сложный мир человеческих взаимоотношений, приобщение к коммуникации....

Консультация для родителей."Всегда ли мы понимаем наших детей"

Консультация для родителей« Всегда ли мы понимаем наших детей» Вопрос взаимодействия и понимания друг друга, становится актуальным внутри семьи, по мере развития ребенка....

Консультация для родителей "Всегда ли мы понимаем наших детей"

Консультация для родителей "Всегда ли мы понимаем наших детей"...

Консультация для родителей "Всегда ли мы понимаем наших детей"

Консультация для родителей« Всегда ли мы понимаем наших детей» Вопрос взаимодействия и понимания друг друга, становится актуальным внутри семьи, по мере развития ребенка....

"Всегда ли мы понимаем наших детей"

Семья помогает человеку приспособиться в трудных быстро изменяющихся условиях современной жизни.Взрослые должны поддерживать ,развивать способности,помогать во всем.Как часто мы не замечаем проблем ре...