Восприятие иллюстраций детьми с нарушением зрения
консультация на тему

Гвоздева Оксана Валентиновна

Описываются возрастные особенности восприятия иллюстраций, условия для точного и полного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie_illyustratsiy.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие иллюстраций детьми с нарушением зрения.

Целью является развить умение у ребенка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл.

При развитии зрительного восприятия иллюстраций надо помнить, что иллюстрация – это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были видны. Поэтому восприятие иллюстраций – важный этап в развитии ребенка, в расширении его знаний об окружающем мире.

При развитии зрительного восприятия иллюстраций следует учитывать возрастные особенности детей.

Так, дети 2-3 лет воспринимают иллюстрации отдельных простых предметов крупного размера, ярких цветов, простых форм, состоящих из 2-3 деталей. Восприятие через узнавание знакомых предметов.

Дети 3-4 лет воспринимают простые сюжетные иллюстрации к знакомым стихам, сказкам, простые отношения, контрастные цвета, простые формы.

Дети 4-5 лет воспринимают главные и второстепенные элементы, их характеристики, могут назвать 2-3 формы, соотношение величин и форм, разнообразие цвета, основные действия и содержание, черно-белые графические изображения.

Дети 5-6 лет воспринимают сложные объекты, разнообразные детали и признаки, особенности формы, движений, пространственного расположения.

Дети 6-7 лет могут воспринимать средства выразительности, с помощью которых передается в иллюстрации характер героев и смысл их отношении, чувства и настроения.

При рассматривании иллюстраций следует учитывать  следующее:

  • показать ребенку иллюстрацию и дать время рассмотреть ее. Как только интерес ребенка начал затухать, начинайте управлять его восприятием.
  • указать указкой на главных героев, обвести их контуры, назвать их;
  • указать на основные части, затем на дополнительные, всегда сопровождайте свою речь эпитетами и эмоциональными возгласами, которые показывают ваше отношение к иллюстративному изображению;
  • для старших детей  уже можно указать на фон и вспомогательные  предметы.

Необходимо помнить: в целях облегчения зрительного восприятия и уменьшения напряжения глаз необходимо, чтобы иллюстрации были контрастными и четкими, не были перегружены лишними деталями, а также цветные изображения были ближе к естественным,  лучшего восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Мониторинг достижения детьми с нарушением зрения результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса.

Мониторинг развития зрительного восприятия осуществляется нашими тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками. Проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех важнейш...

Роль и место работы с художественной иллюстрацией при анализе портретных описаний с детьми с нарушением зрения

Слабовидящие дети, сравнивая иллюстрацию с авторским портретным описанием, приходят к очень важному выводу, что при внимательном рассмотрении иллюстрации и чтении словесного описания внешности героя м...

Советы дефектолога. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения необходимо использовать игры на развитие восприятия свойств предметов окружающего мира.Очень важно дать детям с нарушением зрения п...

Методика организации восприятия сюжетной картины детьми с нарушением зрения

    В коррекционной работе по развитию зрительного восприятия и навыков социально-бытовой ориентировки возможно использовать сюжетные изображения.       В данной статье...

Конспект занятия по восприятию формы с детьми с нарушением зрения "Замечательные игрушки"

Конспект подгруппового занятия по восприятию формы с детьми с нарушением зрения...

Особенности зрительного восприятия сюжетных изображений детьми с нарушением зрения.

В презентации даны краткие рекомендации для взрослых по организации с ребенком, имеющим нарушение зрения,  ракссматривания картин, сюжетов, предметов....