Мониторинг достижения детьми с нарушением зрения результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса.
статья на тему

Герасимова Галина Анатольевна

Мониторинг развития зрительного восприятия осуществляется нашими тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками. Проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_zritelnogo_vospriyatiya.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида

Кронштадского района Санкт - Петербурга

«Мониторинг

достижения детьми планируемых результатов

освоения программы

по развитию зрительного восприятия

как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса».

        Тифлопедагог         Герасимова Г.А.

2014год

        


Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса.

В рамках реализации новых подходов и стратегических  преобразований, которые регламентируются  Федеральными Государственными образовательными Стандартами,  в сегодняшнем образовании детей с проблемами в развитии особое место отводится комплексной диагностике и мониторингу достижений детьми планируемых результатов в освоении различных коррекционных программ.

Работа по развитию зрительного восприятия, являясь одним из важнейших направлений коррекционно-образовательного  процесса в группах для детей с нарушением зрения тоже строится с учетом новых подходов к развитию, обучению и воспитанию детей, имеющих функциональные расстройства зрительного анализатора.

 Признавая  основным принципом  в коррекционной работе  принцип гуманизма, провозглашающий личность ребенка как самую большую ценность, тифлопедагоги нашего учреждения  стараются создать оптимальные условия для развития зрительного анализатора, которые гарантировали бы каждому воспитаннику с нарушением зрения успешное усвоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.  

Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе и  способствующими развитию всех сторон зрительного восприятия.

Мониторинг развития зрительного восприятия осуществляется нашими тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками, описанными в программах по развитию зрительного восприятия, в литературе, методических пособиях, освещающих проблемы развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения и в материалах, предоставленных кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Приступая к разработке диагностического инструментария по определению уровня развития зрительного восприятия мы исходили из современных научных данных, доказывающих факт наличия  в процессе зрительного восприятия достаточно большого числа функций. Поэтому разработанный нами диагностический инструментарий представляет из себя комплексную систему, позволяющую оценить разные стороны зрительного восприятия, разные его функции. В эту систему входят

различные дидактические игры, диагностические карты, разработанные тифлопедагогами.

Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по развитию зрительного восприятия и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения коррекционной  программы и включает описание цели,  форм, периодичности и содержания мониторинга, оценку результатов, которые составляют Паспорт мониторинга.

Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития и достижения планируемых промежуточных и итоговых  освоения детьми с нарушении ем зрения коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.

Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения.

Формы мониторинга -   игровые коррекционно-диагностические  занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.

Периодичность и сроки проведения мониторинга:

Стартовый этап: 1-3 неделя сентября

Промежуточный этап: 2-3 неделя января

Итоговый этап: 2-3 неделя мая

Оценка функций зрительного восприятия.

Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по пятибалльной  шкале.

Нашими тифлопедагогами были разработаны пятибалльные критерии, по которым оценивался уровень развития зрительного восприятия каждого ребенка с нарушением зрения. Эта оценка проходила во время диагностического обследования детей.

Описание системы мониторинга.

Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.

В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам зрительного восприятия в соответствующие графы таблицы.

Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого». Итоговый средний показатель получается при сложении баллов по строке и делении на количество показателей (параметров зрительного восприятия.

На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого ребенка по пяти параметрам:

От 0 до 2низкий уровень

От 2,1 до 2,7 – уровень ближе к среднему

От 2,8 до 3,5средний уровень

От3,6 до 4,4 – уровень выше среднего

От 4,5 до 5 – высокий уровень

Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня зрительного восприятия и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по развитию зрительного восприятия.

Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель по группе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и  делении его на количество детей группы.

Этот показатель используется для учета общегрупповых   результатов по каждому разделу программы зрительного восприятия.

В конце учебного года после подсчета итоговых показателей по группе делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать  инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса: тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей.

Используемая литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003г

2.. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие / Л.А. Дружинина – М.: Экзамен, 2006г

3. Дружинина, Л.А. Современные подходы к организации образовательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения: лекции по курсу (в записи автора), 2009г.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие / научный руководитель В.А.Феоктистова – С-Пб.: Образование, 1995г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

СПРАВКА по результатам мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик» «Радуга» на 2013-2014 учебный год в группе компенсирующей направленности детей

Мониторинг проводился с целью выполнения  Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 (п.3. 1), выявления промежуточных и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной програм...

СПРАВКА по результатам мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик» «Радуга» на 2012-2013 учебный год в группе компенсирующей направленности детей от 4 до__5

Мониторинг проводился с целью выполнения  Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 (п.3. 1), выявления промежуточных и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной програм...

СПРАВКА по результатам мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик» «Радуга» на 2013-2014 учебный год в группе компенсирующей направленности детей

Мониторинг проводился с целью выполнения  Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 (п.3. 1), выявления промежуточных и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной програм...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми старшей группы планируемых результатов освоения основной образовательной программы за 2020-2021 учебный год

Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми 5-6 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формиров...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми средней группы планируемых результатов освоения основной образовательной программы за 2019-2020 учебный год.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 4-5 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у...