Консультация для родителей "Что в имени тебе моем?"
консультация на тему

Павлинова Ирина Анатольевна

Подготовленная консультация знакомит родителей воспитанников моей группы со значением имени их ребенка и о традициях, связанных с присвоением имени ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_pro_imena.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

    Имена были всегда, смешные и серьезные, жутковатые и такие, произнося которые язык сломать можно. Имя есть у вас и ваших родителей, и относимся мы к нему, не задумываясь, как делаем шаг. Однако, в древние времена имени уделялось весомое значение, значительно более серьезное, чем сегодня, в дни моды всего трансцедентного и необычного, от чего мурашки по коже. Так вот, о серьезном. 
   Традиций, связанных с присвоением имени ребенку, столько, сколько народов и времен. В древности в некоторых восточных странах было принято давать малышу два имени - одно для него, а другое, более явное - для злых духов. Этих же духов отпугивали практически все народы, и все по-разному. Известно, что в России до самого 17-го века имя, данное ребенку при крещении, тщательно скрывалось. Иные же называли детей заведомо плохими и даже неприличными именами, и все для того, чтобы обезопасить малыша от злых сил, тут и сям снующих у колыбелек. 
   Сегодня вы найдете большое количество литературы о тайнах имени, об общих чертах характера человека, названного так или иначе, о его судьбе. Воля ваша, как к этому относиться - ведь газетные гороскопы тоже сбываются, правда, в основном потому, что слишком в них обтекаемые обещания. Однако, антропонимика говорит нам о нескольких факторах, к которым все же стоит отнестить серьезно. Постараемся выделить их без занудства: 
    Социальный фактор. Представьте себе имена - Вилен, Октябрина, Вилис, Гурам, Мефодий, Никодим, Луис Альберто, Хосе Игнасио. У человека, который сталкивается с одним из таких имен, непроизольно складывается впечатление о национальности, времени, моде или традициях. 
    Психологический фактор. Часто люди со странными именами являются обладателями целого набора комплексов, а с именами смешными - хранителями вечно оборонительной позиции к окружающем миру. Кроме того, каждое имя, как набор звуков, является раздражителем определенных участков головного мозга. Проведите простой эксперимент: спросите у нескольких друзей, с каким цветом у них ассоциируется то или иное имя? С влиянием красного или, скажем, голубого цвета на психику каждый знаком очень хорошо. 
    Фонетический фактор. Ребенку нужны покой и ласка. Так как за одно только свое детство он услышит свое имя несчетное количество раз, подумайте, как звать его уменьшительно с минимальным количеством шипящих, свистящих и взрывных звуков. Опять же, благозвучность - имя, отчество и фамилия - сочетание, которое, возможно, останется с ребенком на всю жизнь. Впрочем, если у папы Олега родилась дочь, лучше ей учительницей не становиться в любом случае… 
    Семантический фактор. И здесь же - финал нашей небольшой экскурсии в антропонимику. Даже если вы назовете ребенка по имени деда или бабушки, совсем не лишнее заглянуть в толкователь имен. Статистика показывает, что большинство самых распространенных имен образовано от древнегреческого, древнееврейского, древнегерманского, арабского, славянского языков и латыни. И большинство из них означают "здоровый", "благородный", "прекрасный" и "сохраненный Богом". Но вот пример двух популярных имен: Павел - это латинский "малый", а Яков - древнееврейское "пятка". Знать, почему пятка и почему малый, согласитесь, не лишнее. 
   Сегодня нет моды идеологической, и в честь лампочки Ильича вы называть ребенка не станете; позади мода на героев фильмов и сериалов. А значит, вполне настало время открыть подробный справочник личных имен и с удовольствием его изучить, выбрав в итоге самое лучшее имя для своего самого лучшего малыша. Правда, иногда случается чудо: мама смотрит на свое, только что появившееся на свет чадо, и вдруг понимает, что зовут его именно так, а не иначе, и все споры и словари уже ни к чему. Только здесь и просматривается грань между разумностью и волшебством, и вряд ли мистический портрет, созданный экстрасенсом и чудо-психологом, сможет повлиять на судьбу ребенка, у которого, кроме имени, есть еще и любовь мамы с папой. 

АНАСТАСИЯ
АНАСТАСИЯ - воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое;
женская форма мужского имени Анастас. 

Каждый год

В себе несет

Воскресение.

Заспанный цветочек

Спину разогнет -

Возрождение.

Настя к ручейку идет -

Улыбается,

Знает, в нем последний лед

Растворяется.

И птенец в скворечнике

Появляется -

К нам с тобой весна

Возвращается!

ВИКТОРИЯ
ВИКТОРИЯ - победа - латинское.

Хорошенькая девочка,

Цветочек озорной,

В кудряшках веет ленточка

Зеленою волной.

Виктория-малышка -

Радость для родителей,

Ее повсюду слышно,

Где слышно победителей!

Мамулю и папулю

За руки берет

Кудрявая Викуля,

И их вперед ведет!

      Моё имя Виктория -

      Значит победа.

      Значит в жизни всегда

      Побеждать предстоит.

      Это имя, которое

      Послано с неба.

      И к победе стремиться

      Оно мне велит.

ДАРЬЯ
ДАРЬЯ - владеющий - персидское

Владеет Дарья букварем

И красненьким портфелем,

Тетрадками и дневником

С отметками! Проверим:

В том дневнике пятерки в ряд

Улыбчиво на нас глядят.

Эх, всем бы детям захотеть

Таким богатством завладеть!

ДИАНА
ДИАНА - богиня охоты, чистоты, луны - латинское.

Весна, весна! Ура! Ура!

Все на охоту, детвора!

С утра охотится Диана

На солнце прыгая с дивана,

На талый снег и на капель.

Вот март прошел, за ним апрель,

И наступил сезон охоты

На бабочек и на цветы.

А осенью, Диана знает,

На землю листья опадают,

Зимой - охота на снежинки,

На елочки и мандаринки...

А по ночам, как подустанет,

Она  с небес луну достанет,

Ее с собой возьмет в кровать,

И будет сладко-сладко спать!

МАРГАРИТА
МАРГАРИТА - жемчужина, жемчуг - латинское.

У моря стоит Маргарита,

И волнам она говорит:

"Скажите мне, буйные волны,

Что имя мое вам твердит?"

Смеются, играются волны,

И прямо на берег морской

Одною волной непокорной

Несется ответ непростой...

Ракушка. "Я, что ли, ракушка?",

Но волны смеются опять,

И Рита рукою послушной

Пытается что-то достать,

Что спрятано в ракушке белой,

Там что-то сияет внутри!

А волны у берега смело

Кружат и шумят: "Посмотри!

Жемчужина в створках сокрыта,

Это и есть Маргарита!"

МАРИЯ
МАРИЯ - любимая, желанная - древнееврейское.
По другим источникам - горькая, госпожа.
Английская форма имени - Мэри.

Маленькая девочка

У папы на коленочках,

Маленькая девочка

Машенькой зовется.

Все ласкают девочку,

Все играют с девочкой -

Ведь не просто так ребенку

Имечко дается!

Машенька - желанная,

Машенька - любимая,

Имя твое древнее

И для нас правдивое!

ПОЛИНА
ПОЛИНА - малый (от основы "Павел") - латинское.

Там, где ягода-малина,

Дом стоит, а в нем Полина.

У Полины там игрушки,

Мишки, зайки, погремушки.

Там стоит ее кровать -

В ней Полина любит спать.

И Полине, нашей крошке,

Тихо льется свет в окошко,

Шепчет сонная луна:

"Ты, Полина, спать должна,

А иначе, паинька,

Так и будешь маленькой!"

ЗЛАТА
ЗЛАТА - золотая, золотце - общеславянское.

Золотом небо окрасит закат,

Там, наверху, чудо-птенчики спят.

Клювики, перышки все золотые

И на кроватках простынки льняные.

А на земле, что пониже немножко,

Видите, вон золотится окошко.

Там за окошком невиданный свет

Льется с кровати на шкаф, на паркет.

Кто же там спит весь такой золотой,

Накрывшись, как птички, простынкой льняной?

Ну-ка, заглянем... Там девочка спит!

Вся золотая, тихонько сопит.

Даже чужие люди поймут -

Девочку эту Златой зовут!

АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДР - защитник - древнегреческое.

Как только в доме все заснули,

В прихожей Сашенька в кастрюле

На сонной рыжей голове,

С мечом чугунным на спине,

(Что был когда-то поварешкой,

Но переделали немножко).

Так вот, наш Саша там сидит,

Сопит немного, но не спит…

Выходим тихо в коридор,

Заводим с Сашей разговор:

- Ты почему не спишь, Сашуля,

Ведь люди все давно заснули!

- Как бы не так, как бы не так!

За дверью притаился враг,

И не могу теперь я спать,

Я должен всех вас защищать!

Вдруг слышим мы под дверью шорох…

На коврике там спал котенок!

АЛЕКСЕЙ
АЛЕКСЕЙ - защищать - древнегреческое.

Если в вашем доме

Очень много слабых

Беззащитных женщин -

Теть, сестер и мам,

Назовите сына

Именем "Алеша",

Будет вам защитник,

Сила будет вам!

Он не даст в обиду

Милую сестренку -

Хулигана сразу

Отзовет в сторонку.

Он всегда поможет

Он всегда спасет,

В дом покой и радость

Мальчик принесет!

АРТЕМ
АРТЕМ - посвященный Артемиде, богине охоты и луны - древнегреческое.

Артемка скачет на коне,

Артемка скачет при луне,

В колчане - лук и стрелы,

Несется всадник смелый -

Такой приснился Теме сон…

Но в чем-то правдою был он!

ДАНИИЛ
ДАНИИЛ - бог - мой судья - древнееврейское.

Умные, добрые люди

Скажут врагам:

"Бог рассудит!"

Если не так что-то будет,

То не беда, пусть бог судит.

Исстари так у людей повелось,

И потому тебе имя далось.

Древнее имя придаст тебе сил -

Мудрое, доброе - Даниил.

ДМИТРИЙ
ДМИТРИЙ - относящийся к Деметре, богине земледелия и плодородия - древнегреческое.

Когда приходит Дима в парк

С друзьями поиграть,

То начинает старый парк

Внезапно расцветать.

Трава растет густая,

На клумбах - незабудки,

Деревья распрямляются

И прилетают утки.

Так каждый раз, за годом год,

Растет наш Дима - парк растет.

Он чародей? Да что вы, нет,

Но есть у Димы свой секрет:

Он листьев никогда не рвет,

Цветочки леечкой польет,

Гордится парком он своим,

А парк в ответ гордится им!

ЕГОР
ЕГОР - народный вариант имени Георгий - древнегреческое.

Затеял маленький Егор

С папой важный разговор:

"Ты купи-ка мне лопатку,

Во дворе устрою грядку,

Я цветы там посажу,

Всем ребятам покажу.

Будут там цветы расти,

Нам кивать, весной - цвести,

Буду я руководить,

Как нам садик посадить!"

Папа скажет для порядку:

"Я куплю тебе лопатку,

Только ты мне обещай:

Про цветы не забывай,

Правильно руководи,

За собой ребят веди.

Ведь ты, Егор, большой умелец,

Самый главный земледелец!"

КИРИЛЛ
КИРИЛЛ - повелитель, владыка - древнегреческое.

Кирилл - владыка детской,

Где есть большой комод,

В комоде том  богатство:

Машины, пароход.

А на комоде -

Зайцы, медведи и слоны,

Солдаты и индейцы

Неведомой страны.

И всеми ими может

Кирилл повелевать,

Он аккуратно сложит

Игрушки, ляжет спать.

Проснется очень взрослым,

Ну а потом, потом,

Владеть он станет крупным

Заводом, кораблем!

МИХАИЛ
МИХАИЛ - кто как бог - древнееврейское.

Мишенька-сыночек,

Словно огонечек,

Светлый и веселый,

Радует семью.

Утром просыпается -

Смехом заливается,

Вечером баюкает

Сестреночку свою.

Как мы любмим Мишеньку,

Нашего мальчишеньку,

Как его лелеем -

Нету таких слов.

Он для нас - как солнышко,

Он для нас - как месяц,

Он для нас как главный,

Самый главный Бог!

ДИНАРА

ДИНАРА - от названия золотой монеты - "динар"        

Пусть кто-то сказочно богат,
Но знаю я один секрет –
Беднее нищих во сто крат
Тот, в чьей душе любимой нет.

А у меня динара есть
Прекрасная, как божий дар,
И я богаче шейхов всех
С их миллиардами динар.

НАРИНА

НАРИНА – армянское “светлая”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».

Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

Что в имени тебе моем?

«Без имени — было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, н...

Мини-проект "Что в имени тебе моем..." (в рамках тематической недели "Дети имеют право!")

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей и родителей о правовой культуре....

Что в имени тебе моём?

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию детей....

Проект «Что в имени тебе моем. Наши имена»

Дети познакомились с обозначением своего имени, что позволяет  формированию  индивидуальной  самосознательности,воспитанию доброжелательного  отношения друг к другу....

"Что в имени тебе твоем"Методическая разработка.

Интегрированное мероприятие для детей младших и средних групп с родителями. В рамках духовно-нравственного воспитания,желательно проводить в начале года. Основная идея это имя, данное ребенку родителя...

Конспект занятия " Что в имени тебе моем"

Конспект занятия для подготовительной к школе группы.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура&raq...