Педагогическая диагностика
материал на тему

Сосновских Татьяна Валентиновна

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.

К формализованным методам диагностики относятся:

•        тесты;

•        опросники;

•        методы проективной техники;

•        психофизиологические методы.

К малоформализованным методам диагностики относятся:

•        беседа;

•        наблюдение;

•        анализ продуктов деятельности.

Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:

1.        Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2.        Веракса Н.Е. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.        Земцова О.Н. Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.

4.        Комарова Н.Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.

5.        Короткова Н.А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. - №6. – с.37-42.

6.        Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. - №3. – с.23-33.

7.        Логинова О.В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.

8.        Микляева Н.В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

9.        Шрага В.А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.


Индивидуальная карта развития ребёнка

  1. Общие сведения

Фамилия, имя

Дата рождения

Дата поступления в детский сад

Откуда прибыл

Степень адаптации _____________________________________________________________________________________________________

Мед. сведения ( заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)

Диагностируемые параметры

201__- 201__

201__ - 201__

201__ - 201__

201__ - 201__

201__ - 201__

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

Рост

Вес

Группа здоровья

Нарушения осанки

Нарушения зрения

Плоскостопие

Другое

2. Семейный портрет

Состав семьи

Фамилия, имя, отчество

дата рождения

Образование

Место работы

Мать

Отец

Другие члены семьи (дети)

Жилищные условия___________________________________________________________________________________________________________

Материальное положение: обеспечен/не обеспечен

                                                     (нужное подчеркнуть)

Карта развития ребёнка

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1. Физическое развитие

1.1. Прыжки в длину с места (см.)

1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м)

1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.)

1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м)

1.5. Гибкость

1.6. Ловкость (Полоса препятствий)

  1. Отбивание мяча об пол

1.8. Равновесие, координация движений

1.9. Здоровье и безопасность:

- Моет руки при необходимости

- Ухаживает за волосами, зубами

- Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни

- Находит выход из сложных ситуаций

- Знает части тела и их функции

- Может оказать первую помощь при необходимости

  1. Социально-коммуникативное развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

2.1.Способность вступать в общение с кем бы то ни было

2.2.Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу

2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание

2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера

2.5. Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга

2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта

2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь

2.8. Умение видеть, слышать,

чувствовать другого человека

2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка:

- отсутствует напряжённость,

- открыт для контакта,

- любознателен,

- активен,

- выразительная мимика,

- готов к компромиссам,

- нормальное течение речи

2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию

2.11.Умеет попросить о помощи и оказать ее

2.12. Наличие адекватной самооценки

2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе

2.14. Социальная компетентность:

-Знает своё имя, фамилию, отчество.

-Знает имя, отч. родит, место работы

- Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица)

- Знает сигнал тревоги

  1. Речевое развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

3.1. Умение правильно произносить все звуки родного языка

3.2. Грамматически правильно построение сложных предложений

3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок

3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения

3.5. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями

3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности

3.7. Собственно школьные навыки:

- умеет выделять звуки в слове;

- знает буквы русского алфавита;

- начальные навыки чтения

3.8. Может пересказать короткий рассказ

  1. Познавательное развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

4.1 .Знает дни недели, названия месяцев года

4.2. Имеет представления о живой природе и неживой

4.3. Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире

4.4. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.)

4.5.Успешное овладение мыслительными операциями:

- сравнение (находить сходства и различия предметов);

- составление разрезных картинок;

- исключение лишнего

4.6. Понимание смысла сюжетной картинки

- определение последовательности серии сюжетных картинок

4.7.Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий

4.8.Осуществляет деятельность по образцам и правилам

4.9.Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять

4.10.Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений

4.11 .Задаёт вопросы, экспериментирует

4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20

4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками

4.14. .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат)

4.15.Знает линии (прямая, кривая, ломаная)

4.16. Знает шар, куб, цилиндр, конус

4.17. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой)

4.18. Умеет сравнивать по длине, ширине, высоте

4.19. Знает дни недели, месяцы, времена года

4.20. Ориентируется на листе бумаги

  1. Художественно-эстетическое развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

5.1.Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов)

5.2.Может рассказать выбранную им самим сказку

5.3.Проявляет интерес к игре с рифмой и словом

5.4.В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ

5.5.Наличие умений для публичного выступления (владение голосом,

выразительность, отсутствие страха и напряженности)

  1. Игровая деятельность

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

7.1. Наличие игровых умений и навыков, и применение их в различных видах игровой деятельности

7.2.Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала

7.3.Умеет сотрудничать в игре со сверстниками

7.4.Обогащение событийной стороны содержания игры

0 - Не сформировано

1 - Частично

2 - Сформировано

Уровень готовности к школьному обучению

Общий вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК

Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....

Педагогическая диагностика. Цели и задачи

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бо...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.

С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ  стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...