Педагогическая диагностика
материал на тему
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.
К формализованным методам диагностики относятся:
• тесты;
• опросники;
• методы проективной техники;
• психофизиологические методы.
К малоформализованным методам диагностики относятся:
• беседа;
• наблюдение;
• анализ продуктов деятельности.
Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:
1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Веракса Н.Е. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Земцова О.Н. Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.
4. Комарова Н.Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.
5. Короткова Н.А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. - №6. – с.37-42.
6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. - №3. – с.23-33.
7. Логинова О.В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.
8. Микляева Н.В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
9. Шрага В.А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.
Индивидуальная карта развития ребёнка
- Общие сведения
Фамилия, имя
Дата рождения
Дата поступления в детский сад
Степень адаптации _____________________________________________________________________________________________________
Мед. сведения ( заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)
Диагностируемые параметры | 201__- 201__ | 201__ - 201__ | 201__ - 201__ | 201__ - 201__ | 201__ - 201__ | |||||
осень | весна | осень | весна | осень | весна | осень | весна | осень | весна | |
Рост | ||||||||||
Вес | ||||||||||
Группа здоровья | ||||||||||
Нарушения осанки | ||||||||||
Нарушения зрения | ||||||||||
Плоскостопие | ||||||||||
Другое |
2. Семейный портрет
Состав семьи | Фамилия, имя, отчество | дата рождения | Образование | Место работы |
Мать | ||||
Отец | ||||
Другие члены семьи (дети) |
Жилищные условия___________________________________________________________________________________________________________
Материальное положение: обеспечен/не обеспечен
(нужное подчеркнуть)
Карта развития ребёнка
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||||||||
1. Физическое развитие | |||||||||||||||||||
1.1. Прыжки в длину с места (см.) | |||||||||||||||||||
1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м) | |||||||||||||||||||
1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.) | |||||||||||||||||||
1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м) | |||||||||||||||||||
1.5. Гибкость | |||||||||||||||||||
1.6. Ловкость (Полоса препятствий) | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
1.8. Равновесие, координация движений | |||||||||||||||||||
1.9. Здоровье и безопасность: - Моет руки при необходимости | |||||||||||||||||||
- Ухаживает за волосами, зубами | |||||||||||||||||||
- Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни | |||||||||||||||||||
- Находит выход из сложных ситуаций | |||||||||||||||||||
- Знает части тела и их функции | |||||||||||||||||||
- Может оказать первую помощь при необходимости |
- Социально-коммуникативное развитие
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||||||||
2.1.Способность вступать в общение с кем бы то ни было | |||||||||||||||||||
2.2.Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу | |||||||||||||||||||
2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание | |||||||||||||||||||
2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера | |||||||||||||||||||
2.5. Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга | |||||||||||||||||||
2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта | |||||||||||||||||||
2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь | |||||||||||||||||||
2.8. Умение видеть, слышать, чувствовать другого человека | |||||||||||||||||||
2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка: - отсутствует напряжённость, - открыт для контакта, - любознателен, - активен, - выразительная мимика, - готов к компромиссам, - нормальное течение речи | |||||||||||||||||||
2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию | |||||||||||||||||||
2.11.Умеет попросить о помощи и оказать ее | |||||||||||||||||||
2.12. Наличие адекватной самооценки | |||||||||||||||||||
2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе | |||||||||||||||||||
2.14. Социальная компетентность: | |||||||||||||||||||
-Знает своё имя, фамилию, отчество. | |||||||||||||||||||
-Знает имя, отч. родит, место работы | |||||||||||||||||||
- Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица) | |||||||||||||||||||
- Знает сигнал тревоги |
- Речевое развитие
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
3.1. Умение правильно произносить все звуки родного языка | ||||||||||||
3.2. Грамматически правильно построение сложных предложений | ||||||||||||
3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок | ||||||||||||
3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения | ||||||||||||
3.5. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями | ||||||||||||
3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности | ||||||||||||
3.7. Собственно школьные навыки: - умеет выделять звуки в слове; - знает буквы русского алфавита; - начальные навыки чтения | ||||||||||||
3.8. Может пересказать короткий рассказ |
- Познавательное развитие
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||||||||
4.1 .Знает дни недели, названия месяцев года | |||||||||||||||||||
4.2. Имеет представления о живой природе и неживой | |||||||||||||||||||
4.3. Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире | |||||||||||||||||||
4.4. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.) | |||||||||||||||||||
4.5.Успешное овладение мыслительными операциями: | |||||||||||||||||||
- сравнение (находить сходства и различия предметов); | |||||||||||||||||||
- составление разрезных картинок; | |||||||||||||||||||
- исключение лишнего | |||||||||||||||||||
4.6. Понимание смысла сюжетной картинки | |||||||||||||||||||
- определение последовательности серии сюжетных картинок | |||||||||||||||||||
4.7.Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий | |||||||||||||||||||
4.8.Осуществляет деятельность по образцам и правилам | |||||||||||||||||||
4.9.Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять | |||||||||||||||||||
4.10.Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений | |||||||||||||||||||
4.11 .Задаёт вопросы, экспериментирует | |||||||||||||||||||
4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20 | |||||||||||||||||||
4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками | |||||||||||||||||||
4.14. .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат) | |||||||||||||||||||
4.15.Знает линии (прямая, кривая, ломаная) | |||||||||||||||||||
4.16. Знает шар, куб, цилиндр, конус | |||||||||||||||||||
4.17. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой) | |||||||||||||||||||
4.18. Умеет сравнивать по длине, ширине, высоте | |||||||||||||||||||
4.19. Знает дни недели, месяцы, времена года | |||||||||||||||||||
4.20. Ориентируется на листе бумаги |
- Художественно-эстетическое развитие
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
5.1.Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов) | ||||||||||||
5.2.Может рассказать выбранную им самим сказку | ||||||||||||
5.3.Проявляет интерес к игре с рифмой и словом | ||||||||||||
5.4.В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ | ||||||||||||
5.5.Наличие умений для публичного выступления (владение голосом, выразительность, отсутствие страха и напряженности) |
- Игровая деятельность
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
7.1. Наличие игровых умений и навыков, и применение их в различных видах игровой деятельности | ||||||||||||
7.2.Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала | ||||||||||||
7.3.Умеет сотрудничать в игре со сверстниками | ||||||||||||
7.4.Обогащение событийной стороны содержания игры |
0 - Не сформировано
1 - Частично
2 - Сформировано
Уровень готовности к школьному обучению
Общий вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК
Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....
Педагогическая диагностика. Цели и задачи
Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
Психолого-педагогическая диагностика развития детей....
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
Психолого-педагогическая диагностика развития детей...
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр Бо...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....
Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.
С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...