ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
статья по теме

Иванова Анна Андреевна

Данная статья поможет понять,как образовательная робототехника, поможет вашему ребенку развить социальную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_robototehnika.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

А. А. Иванова

МБДОУ «Детский сад № 44»

Изменение российского общества привело к нововведениям и коренному пересмотру взглядов во всех сферах человеческой жизни. Одной из самых приоритетных сфер было и остается образование. Наибольшая трансформация произошла в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, переоценки результатов его функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе [1]. Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, необходимых в современном обществе.

Одна из приоритетных ступеней подготовки дошкольника к жизни в обществе, семье, коллективе – это социальная компетентность. Под социальной компетентностью следует понимать умение правильно взаимодействовать в обществе, разумно решать сложившиеся проблемы, иметь свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей. [4]    

 Наше дошкольное учреждение не только создает условия всестороннего развития ребенка, которые открывают возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, а также, проводит дополнительное образование по многим направлениям, тесно сотрудничая с другими образовательными учреждениями.

Одним из дополнительных образований является робототехника, которая преподается в МБДОУ «Детский сад № 44» с марта 2013 года по программе «Путешествие с WeDoшей». Робототехника является одним из направлений физико-математического развития, которое последнее время стало очень распространенным. Это связанно с тем, что в современной России назрела проблема обеспеченности квалифицированными инженерными кадрами  и низкий статус инженерного образования. Необходимо вести  популяризацию  профессии инженера,  ведь  использование  роботов  в  быту,  на производстве  требует,  чтобы  пользователи  обладали  современными  знаниями  в области  управления  роботами.  Для этого важно как можно раньше  начинать прививать интерес и закладывать  базовые знания  и  навыки  в  области  робототехники.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с WeDoшей» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов дошкольного образования на основе разработок компании LEGO System. Она позволяет объединить  занятия  конструированием  и программированием,  что  способствует  развитию  познавательных  интересов, интегрированию знаний из различных областей с развитием инженерного мышления через техническое  творчество.

Робототехника в детском саду решает несколько задач.  Познавательную: развитие интереса к робототехнике, информатики, физики. Образовательную: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. Развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления. Воспитательную: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.[2]

Занятия по робототехнике проводятся в небольших группах, команда из двух детей рассчитана на компьютер и набор конструктора, это дает не только возможность детям максимально сформулировать свой интерес и предпочтения в работе, также формируют умения работать в группе, считаться с мнением партнера.

 Перед детьми появляется aaнесколько серьезных проблем, решая которые, они развивают свои умения и формируют навыки. Во-первых, нужно договориться о правилах работы, дети делят свои обязанности по сборке модели робота и созданию компьютерной программы. Во-вторых, необходимо установить контакт с товарищем по команде, научиться поддерживать разговор, сотрудничать для того чтобы их работа оказалась максимально продуктивной. В-третьих, учитывая возрастные особенности дошкольников, я как преподаватель, стараюсь формировать у детей умение контролировать свое поведение, соблюдать  простые правила, использовать элементарные нормы общения. Также дети комментируют свои действия во время работы, что является хорошей речевой нагрузкой, необходимой в этом возрасте. После того как модель робота готова дети проводят презентацию перед сверстниками, учась выступать перед другими, отвечать на вопросы, демонстрировать свое творчество, вступать в споры, соблюдая нормы и правила, формируют умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха или неудачи. Так как занятия проходят в игровой форме, дети не боятся допускать ошибки в своих ответах или сказать не правильно, это дает максимальный результат в формировании умения выступать перед публикой.

Также не маловажным является предварительная работа, которую я провожу с детьми. За неделю до занятия дети уже знают, какие модели будут собирать, и с помощью родителей находят информацию об этом, готовят рисунки или находят интересные изображения и факты. Например, если модель животное, то дети изучают среду обитания, привычки, питание и образ жизни. Если это самолет или корабль, то знакомятся с устройством, названием частей и т.д. Такая форма работы позволяет детям расширять свой кругозор и знания, учит находить информацию в предложенных источниках, выбирать главное и пересказывать сверстникам в интересной и доступной форме.

По результатам работы, у дошкольников повышается осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения агрессивности и других негативных проявлений, трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Обучение приемам самоконтроля своих эмоциональных состояний позволяет уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. [3]

Еще одним положительным фактором является то, что дети занимающиеся робототехникой становятся уверенными пользователями ПК, интерактивной доски и средой программирования, это облегчает в последующем занятия в школе по информатике и другим предметам.

Программа «Путешествие с WeDoшей» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.[5]

Подобные занятия - это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей и подростков,  помогать  им,  реализовать свой потенциал и талант.

Литература

  1. Бочарникова, М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова. – Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 86 - 92.
  2. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. – СПб.: РГПУ, 2003. – С. 18 - 24.
  3. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4. - С. 16 - 48.
  4. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. - № 4. - С. 62-72.
  5. Прокофьев, А.А. ООО «Брейн девелопмент» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://robot.su/articles/rschool/rschool_4.html  (дата обращения 09.12.2014) – Загл. с экрана.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"

Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 6-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Родительское собрание поможет выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период; показать роль семьи в формировании здорового образа жизни; повысить урове...

"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ «ВХОЖДЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"

Социальная компетентность детей дошкольного возраста является одной из важнейших составляющих   «вхождения» ребенка в окружающее его социальное пространство. ...

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...