Семинар-практикум "Детско-родительские отношения"
консультация на тему

Ольга Александровна Бомбык

Семинар разработан для родителей, в котором затрагиваются стили воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Детско-родительские отношения»

Провела и разработала педагог-психолог Бомбык О.А.

1 часть. Вводное слово.

Здравствуйте, дорогие родители! Я очень рада, что сегодня вы оказались самыми активными и пришли к нам на день открытых дверей! Мы с Вами видимся сегодня впервые. Меня зовут Ольга Александровна, я психолог. Очень надеюсь, что это наша не последняя встреча, мы будем в дальнейшем видеться на таких мероприятиях как можно чаще. Буду надеяться, что темы, которые мы будем обсуждать с вами и сегодня и в дальнейшем, будут для вас полезны, вы будете пользоваться рекомендациями, советами, которые здесь услышите.

Сегодня наша встреча посвящена теме «Детско-родительских отношений». Возможно, вы подумаете, что как воспитывать и общаться с вашим ребенком лучше вас не знает никто. И это действительно так, ведь вы знаете своего ребенка лучше всего. Однако, в вашем родительском опыте, неоднократно возникали трудные ситуации, в которых вы обращались за советом к близким. Я думаю, что каждый из вас хотя бы раз ошибался, принимая какое-либо решение, жалел о сказанных словах или совершенном поступке именно как родителя.

Сегодня мы постараемся понять, как нужно действовать в различных ситуациях в отношениях родитель-ребенок.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что совместное обсуждение проблем, спорных и конфликтных ситуаций эффективнее. Поэтому я очень надеюсь на диалог, совместное обсуждение вопросов.

Обратите внимание на листы, которые вам раздали. По окончании семинара вы можете оставить их себе. В течение нашей встречи мы будем периодически к ним обращаться, работать в них.

2 часть. Теоретическая.

Думаю, что никто из вас не станет отрицать, что семья имеет самое большое влияние на формирование поведения ребенка, формирование его ценностей, привычек, формирование ребенка как личности в целом.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим взаимоотношениям.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Каково же влияние семьи на развитие ребенка?

  1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
  2. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
  3. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
  4. Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Все эти факторы входят в характеристику стиля воспитания, который в свою очередь определяет формирование личности вашего ребенка. Выделяют 3 основных стиля родительского воспитания: демократический, авторитарный, либеральный.

Как вы думаете, сможете ли вы охарактеризовать эти стили? Как ведут  себя родители по отношению к детям?  

Посмотрите на первый блок на раздаточных листах. Там вы увидите характеристики этих стилей. Давайте попробуем определить,  какой стиль воспитания я описываю.

Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания).

Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей”, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель - ребенок”, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Некоторые даже переступают черту и доходят до избиения и жестокого обращения. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста.


Либеральные родители (либеральный или попустительский стиль воспитания).


Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель - ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного. Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.


Авторитетные родители (демократический стиль воспитания).


Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.

Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-
ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.

А теперь давайте посмотрим, как влияет тот или иной стиль воспитания на развитие ребенка. Эти характеристики не просто предположение психологов, а подтвержденные данные различных исследований, которые проводились не только зарубежом, но и в России. Исследования в семьях проводились с 1994 по 2003. С точки зрения научности можно сказать, что это самые свежие данные. Итак, сейчас мы можем сейчас стрелочкой от стиля воспитания указать на влияние этого стиля на развитие ребенка. Попробуйте определить, в результате какого стиля воспитания оказывается следующее влияние.

Влияние на развитие ребенка (авторитарный стиль воспитания):

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.

Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности. Они недостаточно  любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или

вышестоящих лиц.

Влияние на развитие ребенка (либеральный стиль воспитания):

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми. Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших.

Влияние на развитие ребенка (демократический стиль воспитания):

В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе. Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

А сейчас обратите внимание на второй блок. Здесь вам предлагается пройти небольшой тест, и узнать какой стиль воспитания вы предпочитаете. Но так как время нашей сегодняшней встречи ограниченно, то я вам предлагаю ответить на вопросы уже дома. А мы двинемся дальше.

В нашем учреждении в этом году проходит образовательная программа для родителей под названием «Родительская школа». В ней затрагиваются темы, касающиеся семьи в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Суть программы заключается в том, что родители просматривают в интернете небольшие лекции, посвященные различным темам. Продолжительность одной лекции около 20 минут. В результате родители, просмотревшие лекции узнают основы семейной педагогики и психологии, научатся разрешать и предотвращать семейные конфликты, планировать и организовывать семейные мероприятия с учетом возрастных особенностей детей. То есть можно сказать, что в этой программе даются практические советы. Есть такая-то ситуация и существуют такие-то способы выхода из ситуации. Причем я уверенна, что вы узнаете много нового, того, о чем раньше даже не знали.

Программа разделена на несколько тем:

  1. Теоретические основы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  2. Проблема детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
  3. Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста в семье.
  4. Создание условий для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

Например, в программе рассказывается о том, что такое директива. Вы слышали когда-нибудь такое понятие как директива?

Директивы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка, были выделены отечественными психологами.

Директива – это своеобразное скрытое послание от родителя к ребенку, поучение. Сами родители, могут даже не осознавать до конца, какое глубокое содержание она предаёт.

Например, директива «Не живи». В речи родителей она звучит как «чтоб глаза мои тебя не видели», «чтоб ты сквозь землю провалился». Также она звучит тогда, когда родитель вспоминает о том, как было тяжело вынашивать и рожать ребенка, сколько сложностей и ограничений он принес, когда появился на свет. То есть, не осознавая того, родитель как бы говорит ребенку, что он ему просто не нужен. Тем самым у ребенка возникает чувство вины, за то, что он родился, что приводит к серьезным эмоциональным проблемам. Ребенок может выполнять эту директиву следующим образом – демонстрировать хулиганское поведение, провокационное поведение вне дома.

Или директива «не будь ребенком». Родитель говорит: «тебе уже 4 года, а ты ведешь себя как маленький», «скорее бы ты вырос». Тем самым родители обесценивают любые проявления детскости, а ведь ребенок имеет на это право. Родители, посылающие такую директиву, не хотят брать на себя ответственность за воспитание ребенка. В свою очередь дети, принимающие такую директиву, уже, будучи сами родителями, испытывают трудности со своими детьми. Они не способны к раскованному, игровому поведению.

Я думаю это очень интересная информация, которая подводит к размышлению о том, что мы говорим нашим детям.

Поэтому приглашаем вас поучаствовать в этом проекте, я думаю, это будет очень интересно.

3 часть. Практическая.

Семья – это фундамент будущей жизни дошкольника. Именно в семье ребенок научается правилам общения, поведения, различным нормам и ценностям. А что для вас значит семья? Давайте попробуем выразить это.

Упражнение «Дом».

В третьем блоке на ваших листках нарисован кирпичный дом. Но это не просто кирпичики. Это характеристики вашей семьи. Попробуйте заполнить этот дом, написать в каждом кирпичике, что же для вас означает семья. Например, любовь, помощь, поддержка и т.д. (родители заполняют пустые кирпичики).

Кто может озвучить то, что написал?

Замечательные характеристики. Именно на этом фундаменте, стенах должно базироваться наше поведение не только как брата, сестры, дочери, но и как родителя, так как дети ожидают от нас именно этого.

Мы сегодня с вами все время говорим о наших детях. А я хочу вам предложить самим  оказаться детьми, вернуться в ваше счастливое детство. На самом деле это не сложно.

Упражнение «Погружение в детство».

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поворачиваете голову и видите, что там, во дворе играют ваши друзья. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете к друзьям. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Как ощущения? Здорово быть ребенком, правда? А сейчас, пока вы еще «не повзрослели» я предлагаю вам назвать те права, на которые вы можете претендовать именно как дети.

Давайте впишем права детей в наш «ДОМ». Мы их будем вписывать в крышу дома (право на любовь, защиту, заботу, поддержку, право на игры, капризы, ошибки, проступки и т.д.).

Посмотрите, какой у вас получилась ваша семья, что вы вписали в свой дом. Ведь именно от того учитываете ли вы эти принципы, которые заложили в «фундамент», зависит как развивается ваш ребенок, формируется как личность и учитываются права, на которые он претендует по праву рождения. Возможно, конечно, это идеальный вариант взаимодействия, но я думаю, что никогда не поздно начать стремится к нему.

Итак, мы с вами построили принципы, на которых должны строиться отношения между родителями и ребенком. И одно из главных в каждой семье принцип – это забота о членах вашей семьи. Напишите в любом месте рядом вашим «домом» людей, о которых вы заботитесь.

А теперь поднимите руки те, кто написал в этих строчках не только детей, своих родителей, родственников, но и СЕБЯ. А ведь в должны были вписать себя обязательно.

В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение. И если родители принимают утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им будет интересно узнать, как это сделать.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», дети с «комплексами» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Начните с вопроса: «Обращаю ли я на себя внимание?» И как бы вы на него не отвечали, предлагаю вам выполнить ряд упражнений в следующем блоке (№4), чтобы научиться еще лучше делать это. Эту часть нашего семинара я вам предлагаю также выполнить дома.

4 часть. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итоги нашей встречи. Все мы хотим видеть наших детей счастливыми и здоровыми. И мы поняли сегодня, что это зависит от семьи, в которой ребенок растет. От того какой стиль воспитания, принципы общения и  в первую очередь от нас самих.

1 блок.

Стили воспитания

Либеральный

Авторитарный

Авторитетный

недостает теплоты; отстранены от своих детей; строгая дисциплина, общение в режиме “родитель - ребенок”, ожидания родителей в отношении их детей весьма велики. Родители отдают инструкции и приказы, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. Высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста.

теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий; они заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного. Родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.

теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение; родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям; они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы; создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

Влияние на развитие ребенка

В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе. Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.

Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности. Они недостаточно  любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или

вышестоящих лиц.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.

Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми. Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших.

2 блок.

Стили воспитания.

Уважаемые родители! Если вам интересно, каков стиль вашего воспитания, то предлагаю вам выполнить простой тест.

Выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов. 
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит; 
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; 
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. 
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться; 
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение; 
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах. 
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». 
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец; 
В) порадуетесь; 
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? 
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не 
принято; 
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать? 
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; 
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются; 
В) займетесь своими делами. 
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он 
под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания? 
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его; 
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком; 
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача 
родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков. 
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение; 
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный 
Б – демократичный 
В – либеральный
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие. 
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя. 
При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

3 блок.




 

4 блок.

4 блок.

Родители, позаботьтесь о себе.

  1. Представьте себе всех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас составьте их список. Когда вы напишите всех тех, кто относится к этой категории, остановитесь и задайте себе вопрос: «Включил ли я в этот список себя?». И если не включили, то сделайте это прямо сейчас.
  2. Убедившись, что вы включили себя в обязательный список людей, за которых вы несете ответственность, представьте, что у вас есть еще один ребенок, которому вы уделили мало внимания. Этот ребенок – часть вашего собственного внутреннего «Я». А теперь спросите себя, уделяли ли вы своему ребенку столько же времени, заботы и внимания, сколько отдавали другим людям, о которых вы заботитесь? Теперь примите решение, что чем бы вам не пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем собственном внутреннем «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация из опыта работы "Будем добрыми…О профилактике жестокого отношения к детям и жестокости в отношениях между детьми в условиях ДОУ".

Сообщение из опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Современные дети - какие они?».22-24 декабря 2010 года.МГГУ. г.Мурманск. ...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Полны весенней музыки края –И сад, и лес, и степь невообразимая.У каждой птицы песенка своя,Своя родная и неповторимая....

Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений» «Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуем...