Клуб молодой семьи. (опыт работы учителя-логопеда с родителями)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Карева Надежда Владимировна

План работы учителя-логопеда с родителями. Памятки для родителей по работе с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб молодой семьи.

Опыт работы учителя-логопеда с родителями.

Цели:

  • Показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов.
  • Воспитание детей, создание условий для эмоционального благополучия, полноценного развития, физического, психического, умственного.
  • Обозначить этапы логопедической работы в детском саду и дома.
  • Обучить родителей приемам работы с детьми имеющими речевого нарушения.

Оборудование: настольные дидактические игры по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий у детей с ОНР, памятки для родителей.

План работы с родителями.

Сентябрь. 1-я половина – беседа с родителями. Сбор анкетных данных. Индивидуальная характеристика ребенка.

  2-я половина – родительское собрание «Ознакомление с целями и задачами логопедической работы». Общая характеристика детей с ОНР.

Памятка «Рекомендации к домашним заданиям».

Памятка «Литература для дополнительных занятий с детьми дома»

Октябрь. Индивидуальные беседы и встречи с родителями.

Консультация по теме: «Задержка речевого развития»

Практическое занятие с родителями: «Значение артикуляционной гимнастики для постановки звуков».

Памятка для родителей: « Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой».

Ноябрь. Консультация по теме: «Влияние пальчиковой моторики на развитие

1

речи детей» ( связь мелкой моторики и артикуляции, практический материал,

упражнения для пальцев рук).

Памятка « Пальчиковые игры дома».

Индивидуальные беседы и встречи с родителями.

Декабрь. Консультация для родителей по теме: « Значение домашних заданий в системе коррекционного обучения».

Индивидуальные беседы.

Январь. Родительское собрание: «Успехи и достижения наших детей за прошедший период».

Февраль. Консультация по теме: «Автоматизация звуков в речи».

Индивидуальные беседы и встречи с родителями.

Просмотр родителями игровой деятельности детей по развитию грамматического строя речи: «Путешествие снежинки-пушинки».

Март. Консультация по теме: «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?» ( выступление родителя – психолога).

Памятка для родителей «Ребенок идет в школу».

Апрель. Консультация : « Развитие коммуникативных умений у детей ОНР».

Индивидуальные беседы и встречи с родителями.

Май. Родительское собрание: «Достижения наших детей».

Памятка «Рекомендации на летний период».

2

Приложение.

Памятка «Рекомендации к домашним заданиям».

  1. Заинтересованность ребенка – залог успеха. Подходите к занятиям так, словно собираетесь просто поиграть.
  2. Выполняйте те упражнения, которые рекомендует логопед.
  3. Старайтесь, чтобы занятия с ребенком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела.
  4. Обязательно прочитайте текст и убедитесь, что ребенок правильно понял задание.
  5. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно принимать за следующее.
  6. Будьте доброжилательными и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза ( иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) – подбодрите его и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.
  7. Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы.
  8. Ежедневные занятия должны длиться не менее 10 и не более 20 минут.
  9. Если вы не поняли, как правильно выполнить задание, обязательно подходите к логопеду за объяснениями.

Памятка «Литература для дополнительных занятий с детьми дома»

  1. Т.П. Трясукова «Вместе с мамой играем пальчиками».
  2. Развитие речи у дошкольников. Рабочие тетради под редакцией Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  3. Грамотейка. Сост. О.Н.Земцова.
  4. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай». Рабочая тетрадь №1 и №2.

3

  1. Сказки. Игры. Загадки. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника).
  2. И. Скворцова «Логопедические игры».  (Серия «Программа развития и обучения дошкольника).
  3. С. Гаврина «Развиваем речь ребенка».

Памятка для родителей: « Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой».

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

  1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  3. Лучше заниматься 2 раза в день ( утром и вечером) в течение 5-6 минут.
  4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

4

  1. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без запинок.
  2. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удержать положение языка некоторое время без изменений.

Памятка « Пальчиковые игры дома».

  Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук

 Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

  Как можно больше с детьми  необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага и т.д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек».

  1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
  2.  Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).
  3.  «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с

5

указательным и т.д.)

  1.  «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  2.  Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Мальчик-Пальчик» Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему) С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца) С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.

Потешка «Этот пальчик..» Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

  Потешка «Сорока» Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) Деток кормила, Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала – Ты дров не рубил, Ты воду не носил? Нет тебе ничего!

 

Памятка для родителей «Ребенок идет в школу».

Показатели готовности детей к обучению в школе включают следующие моменты:

  1. Мотивационную готовность. Важно знать уровень сформированности у ребенка положительного отношения к школе. Оно может расширено с помощью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях,

6

занятиях.

  1. Физическая готовность. Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребенка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость.
  2. Эмоционально-волевую готовность. Ребенку в 6-7 лет еще трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необходимо научить устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умение наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.
  3. Социальная готовность. При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения были более эмоциональные, индивидуально- личностные, то в школе они становятся более деловыми, когда ребенок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми.
  4. Умственную готовность. Что необходимо знать и уметь вашему ребенку при поступлении в школу?
  • Свое имя, фамилию, отчество и родителей. Свой возраст.
  • Страну, город, в котором живет. Свой адрес.
  • Времена года.
  • Знать обобщающие понятия.
  •  Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Знать великих русских поэтов и писателей и их произведения.
  • Свободно ориентироваться на листе бумаги.

7

  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить рассказ по картине и серии картин.
  • Запомнить 6-10 предметов, слов и картинок.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги.
  • Определять количество и последовательность звуков в слове.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

Памятка «Рекомендации на летний период».

  • Следите за звукопроизношением детей.
  • Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры.
  • Обогащайте словарный запас детей новыми словами ( путешествуйте, ходите в лес, в музеи, на выставки, в  театры).
  • Закрепляйте обобщающие понятия по лексическим темам.
  • Продолжайте читать вместе с детьми художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт.
  • Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений.
  • Не забывайте про краски, карандаши, пластилин, ножницы.

Выполнение всех рекомендаций – залог будущего успешного обучения в детском саду и школе.

8

Комплексное занятие «Путешествие снежинки-пушинки».

Задачи:

  1. Формирование правильного речевого дыхания.(направленной воздушной струи, длительного спокойного выдоха).
  2. Ознакомление детей с образными выражениями («снежинка-пушинка», «пуще прежнего»).
  3. Совершенствование грамматического строя речи ( образование однокоренных слов, подбор антонимов, согласование числительных с существительными).
  4. Побуждение к выразительной передаче в мимике эмоционального состояния (грусть).
  5. Закрепление умения выразительно интонировать реплики героев.
  6. Формирование способности работать коллективно, умения договариваться.
  7. Развитие навыков произвольного напряжения и расслабления мышй опорно-двигательного аппарата.
  8. Развитие мышления, памяти, внимания.

Оборудование: записи пьес П.И. Чайковского «Декабрь», «Зимнее утро», «Времена года»; пособие для упражнений на формирование правильного дыхания « Въюга», «Снежинки»; картина «Зима».

Ход занятия.

Оргмомент. Игра «Местечко» ( стулья стоят полукругом, логопед сидит и поет, потом дети по очереди)

Рядом рядышком со мной

Есть одно местечко

Я хочу, чтоб Маша села

Со мной рядом посидела.

9

Логопед: В путешествие по сказке

          Приглашаю вас пойти

          Интересней приключенья

          Нам ребята не найти.

Дети сидят в позе расслабления. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Логопед: Дети, закройте глаза, послушайте волшебную музыку и Фея –сказка незаметно прикоснется к вам и расскажет вам чудесную историю.

 Что рассказала вам Фея-сказка? (ответы детей).

 А мне рассказала зимнюю волшебную сказку  «Снежинка-пушинка». (чтение логопедом сказки).

Логопед: Ребята, о чем эта сказка? (ответы детей)

   Придумайте слова, какая Снежинка – пушинка. (ответы детей)

   Если снежинка добрая, то какой у нее голос? (ответы детей)

   Вспомните сказку и помогите закончить предложения:

  • Зима была не теплая, а….
  • Зима морозная, но…..
  • Снежинка легкая, как…
  • Ребята не просто грустили, а…
  • Метелица ударила посохом не просто громко, а…
  • Если ребята грустили, то лицо у них было не веселое, а…

Логопед: Покажите как грустили дети. ( пантомимический этюд «Грусть»).

           Передайте интонацией грусть ребят.

Логопед: Услышала это Снежинка –пушинка, решила ребят развеселить. Стала она просить метелицу: «Метелица, помоги, в хоровод нас собери». Попробуйте попросить Метелицу, как Снежинка. (ответы детей).

Логопед: Ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись,

10

завертись!» Собрались снежинки в кружок (дети встают в круг).

  Пуще прежнего ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись, завертись!» Подул сильный ветер, поднялась вьюга. Закрутились снежинки, завертелись, посыпались на землю. ( динамическое упражнение «Снежинки»)

   Как подул ветер

   В воздухе морозном

   Полетели, закружились

   Ледяные звезды.

   Кружатся снежинки

   В воздухе морозном

   Падают на землю кружевные звезды

   Вот одна упала на ладошку.

   Ой не та ,снежинка, подожди немножко.

Дидактическая игра «Снежинка растаяла» (дети собирают снежинку из частей)

Дидактическое упражнение «Наоборот»

У вас большая снежинка, а у меня….

У вашей снежинки острые концы, а у моей….

У вашей снежинки лучи прямые, а у моей…

Игра-загадка. (упражнение на дыхание «Вьюга»):

   Кто в трубе печной завыл?

   Кто ворота отворил?

   Кто там воет, завывает?

   Все дорожки заметает ?

   Кто бросает снег в лицо?

   Наметает на крыльцо?   (ответы детей).

11

Логопед: Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку.  Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте, не надувая щеки. ( упражнение выполняется 3-4 раза).

Логопед: Когда идет снег, как мы это называем? (снегопад)

Игра «Снегопад». ( рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки, которые не относятся к зиме. Дети выполняют задание, по ходу делают комментарии)

Логопед: Рассмотрите картинку и назовите, какое время года изображено? (ответы детей).

   Расскажите, что вы видите? (ответы детей).

   Вспомните, какие слова похожи друг на друга? (ответы детей: снег, снежок, снегурочка, снеговик..).

   Подумайте, от какого слова они образованы? (ответы детей).

   Вспомните еще слова, образованные от слова снег. (ответы детей).

   Какую бабу лепим из снега? (ответы детей).

   Каким станет парк, если занесет снегом? (ответы детей).

   Далее в сказке говорится: « Закружились снежинки, завертелись, посыпались на землю. Ребята обрадовались, выбежали на улицу. Играют в снежки да радуются. А Снежинка-пушинка смотрит с высока да и улыбается.»

Логопед: Встанем парами и поиграем в снежки. (упражнение на дыхание «Снежки»)

Вот какие снежки у меня еще есть, но они разломились на половинки. Соберите их так, чтобы из них получились слова. ( на магнитной доске прикреплены половинки круглых снежинок с напечатанными слогами).  (ответы детей).

Логопед: Ребята, покажите, как мерзнут ребята от холода зимой, приятную усталость от игры в снежки ( дети изображают).

12

Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Вам понравилось? Чему учит эта сказка? (ответы детей).

Сказка «Путешествие Снежинки-пушинки».

Жила-была Снежинки-пушинки. Стояла холодная, морозная зима, но снега было  мало. Вышли ребята во двор и загрустили . и не просто загрустили, затужили.

 «Где же ты, снежок, где же ты дружок?» - говорили дети.

Услышала это Снежинка – пушинка , решила ребят развеселить. Стала она просить Метелицу:

- Метелица, помоги в хоровод нас собери.

Ударила Метелица волшебным посохом и говорит:

- Закружись, завертись!

Собрались снежинки в кружок. Пуще прежнего ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись, завертись!» Подул сильный ветер, поднялась вьюга. Закрутились снежинки, завертелись, посыпались на землю.

  Ребята обрадовались, выбежали на улицу. Играют в снежки да радуются. А Снежинка-пушинка смотрит с высока да и улыбается.

Работа выполнена учителем-логопедом первой квалификационной категории  МБДОУ «Детский сад №43» г. Владимира

 Каревой Надеждой Владимировной.

13

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Опыт работы учителя-логопеда по ознакомлению родителей с логопедической диагностикой и содержанием образовательной программы ребёнка.

Материал представляет собой "бумажный" вариант ознакомления родителей с логопедической диагностикой ребёнка на начало года. и содержанием предстоящего (перспективного) обучающего маршрута. В...