Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
методическая разработка на тему

Сычева Ольга Васильевна

Этот материал будет полезен как родителям,  так и воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.odt128.97 КБ

Предварительный просмотр:


Адаптация детей раннего возраста

к условиям  ДОУ.

… Твердо убежден, что есть качества души,

без которых человек не может стать настоящим

воспитателем, и среди этих качеств на первом

месте-умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В. А.

Приоритетным направлением своей работы я выбрала адаптацию детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения, потому что работаю в группе с детьми от 1,6 до 2 лет. Цель моей работы – помочь детям быстро адаптироваться к новой среде и к ее условиям.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным.

Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е.  совокупность  всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Есть несколько уровней адаптации:

1.Тяжелый уровень адаптации (2-6 месяцев).

В этот период  дети проявляют тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).

2.Средний уровень адаптации (20-40 дней).

Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.

3. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям.

Учитывая уровни адаптации детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде,  для этого  использую следующие методы:

1.Индивидуальный подход к ребенку:

Гибкий режим

Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами

Использование игрушек-забав(волчок-юла; пирамидки; матрешки 3-4 местные; народные игрушки с подвижными частями)

Учет домашних привычек

Использование баюкалок при укладывании детей спать.

2.Создание предметно-развивающей среды.

Уголок «Моя семья»

Уголок «Позвони маме»

Уголок «Маша – растеряша» 

Уголок «Уединение» 

Уголок ряженья

Центр «Песок-вода»

Центр развивающих игр

3.Побуждение ребенка к общению со сверстниками.

Игры ребенка рядом со сверстниками («Покружимся»; «Самолеты»; пальчиковые игры)

Приучение к объединению в игре с другим ребенком («Машина для Чебурашки», «Покатаем кукол с горки», «Мы едем, друзья, в далекие края»)

Ситуации, общение (« Дети играют в кубики», «Попроси игрушку», «Научим куклу играть с пальчиками», «Как звери живут в лесу»)

Использование фольклора, художественной литературы (потешка для новичков «Кто из нас хороший», чтение потешки  «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка», «Чики,чики чикалочки», чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» ; чтение стихотворений А. Барто )

Элементы театрализованной деятельности ( показ настольного театра «Теремок», инсценирование сказки «Курочка Ряба», стихотворения «Мама спит, она устала», игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»; рассказывание сказок, знакомство со считалками; имитация животных: еж, заяц, волк, лиса, медведь, бабочка)

Игры с воспитателем (игры с воздушными шарами; «Шли-шли, что-то нашли», «Поймай солнечных зайчиков», «Чудесный мешочек», «Бегите ко мне», «Найди, что назову», «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать»)

Игры-занятия, упражнения  ( «Мы встречаем гостей», «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Кого как зовут», «Угадай, что звучит», «Оденем куклу на прогулку», «Узнай и назови зверей».

Очень важное значение в быстрой адаптации детей к детскому саду играет семья.

Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.

Работа с семьей, по моему мнению,  важная задача. Необходимо помочь родителям правильно отнестись к процессу воспитания в период адаптации ребенка к новым  условиям. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

Основные формы работы детского сада с семьей.

1.Родительские собрания («Роль отца в семейном воспитании», «Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста», «О капризах и упрямстве», «Игры-не забава», «Как преодолеть трудности, возникающие при поступлении ребенка в детский сад»)

2.Анкетирование ( «Первое знакомство», «Ваш ребенок»)

3.Беседы ( «Об условиях воспитания в семье», «Адаптационный период в д/с», «Основы проявления кризиса»)

4.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

5.Консультации («Играйте вместе с детьми», «Агрессивный ребенок», «Одежда детей при сезонных изменениях погоды», «Если ребенка ужалила пчела»)

6.Наглядные формы педагогической пропаганды (папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей, фото)

7.Папки-передвижки («Развитие речи: игры в кругу семьи», «Обувь для д/с», «Правила адаптации в детском саду», «ОРВИ у детей», «Закаливание детей»)

8. Посещения на дому

9.Укороченное время пребывания ребенка в группе во время адаптационного периода.

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»

" Готов ли ваш ребенок к детскому саду? "

Эта анкета, поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

- бодрое, уравновешенное -3балла

- неустойчивое - 2балла

- подавленное - 1балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

- быстро, спокойно (до 10мин) -3балла

- долго не засыпает - 2балла

- неспокойно - 1балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и т. д.?

- да - 1балл

- нет - 3балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

- 2часа - 3балл

- 1час - 1балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

- хороший -4балла

- избирательный 3балла

- неустойчивый - 2балла

- плохой - 1балл.

6. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные качества?

- сосет палец, раскачивается, и т. д. (указать другое)

- да -1балл

- нет - 3балла

7. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

- да -3балла

- иногда - 2балла

- нет -1балл

8. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

- да 3балла

- иногда - 2балла

- нет - 1балл

9. Как Ваш ребенок играет?

- умеет играть самостоятельно - 3балла

- не всегда - 2балла

- не играет сам - 1балл

10. Какие взаимоотношения со всзрослыми?

- легко идет на контакт - 3балла

- избирательно - 2балла

- трудно - 1балл

11. Какие взаимоотношения с детьми?

- легко идет на контакт - 3балла

- избирательно -2балла

- трудно - 1балл

12. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

- да-3балла

- не всегда - 2балла

- нет -1балл

13. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

- Есть -3балла

- не всегда -2балла

- нет - 1балл

14. Есть ли у вашего ребенка опыт разлуки с близким?

- перенес разлуку легко - 3балла

- тяжело -1балл.

15. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

- есть -1балл

- нет -3балла

Прогноз адаптации:

Готов к поступлению в ДОУ - 40-55 баллов;

Условно готов - 24-39 баллов;

Не готов - 16-23 балла.

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период.

             Сентябрь

Октябрь

                Ноябрь

Консультация «Познай себя как родителя»

«Здоровый ребенок»

«Общение детей и родителей»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Профилактика простудных заболеваний

Игры и развлечения

 Как помочь родителям в период адаптации в детском саду  

Система оздоровления

Домашние игры-детские травмы

Значение режима дня для воспитания

Закаливание в семье

Как организовать игровой уголок дома

Гигиенические требования к одежде ребенка

Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж, чесночный настой; заваривание чая из лечебных трав

Какие игрушки покупать малышу

Анкетирование

        

Питание – залог здоровья

Организация прогулок с детьми

Любовь к книге

Тест «Я и мой ребенок»

Детская библиотека в семье

Уважаемые родители!

Ваш ребенок недавно начал посещать детский сад. Просим Вас рассказать о том, как малыш чувствует себя дома .Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.

Анкета «Ваш ребенок»

Имя, фамилия ребёнка____________________________________возраст_____________гр.№____________

1. Режим дня ребёнка дома (основные моменты): время пробуждения____________ ,

завтрака___________ ,обеда________ ,дневного сна____________ , прогулки________ ,игр и занятий с ребёнком____________ .

2. Особенности темперамента ребёнка и его подвижности (подчеркнуть):обычный, очень подвижный, замедленный.

3. Есть ли «всплеск энергии» дома после детского сада_________________

4. Многочисленны ли дома контакты у ребёнка, его родителей __________________________

_________________________________________________________________________________________________________

5. Стремится ли ребёнок к общению со сверстниками? _____________________________________

6. Есть ли любимая игрушка (какая)?____________________________________________________________

7. Есть ли в группе дети, которые постоянно обижают Вашего ребёнка?__________________

Как обижают?_______________________________________________________________________________________

Почему?______________________________________________________________________________________________

По отношению к Вашему                                                           По отношению к другому

Ребенку (подчеркнуть)                                                               ребенку(подчеркнуть)

замедленный                                                                                                 агрессивный (нападает на всех)

обидчивый, ранимый                                                                                    очень активный

плохо говорит                                                                                                неуравновешенный

не умеет играть                непослушный

не умеет сдать сдачи        неуправляемый

не умеет удержать игрушку          просто старше

нерешительный          сильнее

боится

беспокойный

Другие причины____________________________________________________________________________________

8. Отдает ли кому-то предпочтение, почему? __________________________________________________

9. Совпадает ли это с Вашим мнением? _________________________________________________________

10. Боится ли воспитателя? Какого?_____________________________________________________________

11. Может ли обратится к воспитателю  вопросом, просьбой?______________________________

12. Слушается ли воспитателя (какого)?________________________________________________________

13. Рассказывает ли дома о воспитателях, отвечает ли на вопросы?_______________________

_________________________________________________________________________________________________________

14. Играет ли дома в детский сад (подчеркнуть): самостоятельно, с игрушками, с мамой. Предпочитаемая роль, возможные сюжеты: _________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

15. Плачет ли ребенок при разлуке? ___________________________________

16. Спрашивает ли, когда Вы его заберете? ____________________________________________________

17. Поведение ребенка при встрече (подчеркнуть): спокоен, плачет, продолжает играть, просит подождать?

18. Утром отказывается идти в детский сад? __________________________________________________

19. Просится ли в детский сад в выходные дни? ___________________________

Спасибо!

Анкета для родителей

«Первое знакомство»

  1. Ребенок:

фамилия, имя _______________________________________________________________

дата рождения_______________________________________________________________        

  1. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) ___________________________________________________________________________
  2. Ребенка, кроме родителей, могут забирать ___________________________________________________________________________
  3. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? ___________________________________________________________________________
  4. Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для Вашего ребенка? ___________________________________________________________________
  5. Кто из членов семьи больше всего времени уделяет ребенку? ___________________________________________________________________________
  6. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения, игры? ___________________________________________________________________________
  7. Назовите любимые ребенком игры, занятия и другие виды деятельности ___________________________________________________________________________
  8. Существует ли у Вашего ребенка любимое занятие, которым он может самостоятельно заниматься довольно продолжительное время? ___________________________________________________________________________
  9. Назовите любимые игрушки Вашего ребенка. Как вы думаете, почему ребенок их выделяет? __________________________________________________________________
  10. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? Как часто? Кто проводит? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Перечислите положительные качества Вашего ребенка ___________________________________________________________________________
  12. Какие черты характера Вас настораживают в ребенке? ___________________________________________________________________________
  13. Какие склонности, задатки Вы заметили в Вашем ребенке? ___________________________________________________________________________
  14. Какими способами Вы поощряете ребенка? ___________________________________________________________________________
  15. Какая мера поощрения, на Ваш взгляд, наиболее действенна? ___________________________________________________________________________
  16. Наказываете ли Вы своего ребенка? За что? Каким образом? ___________________________________________________________________________
  17. Дайте краткую характеристику поведения ребенка в домашней обстановке ___________________________________________________________________________
  18. Дайте краткую характеристику поведения Вашего ребенка вне дома:
  • со взрослыми _________________________________________________________
  • с детьми на детской площадке ___________________________________________
  • в группе ______________________________________________________________
  1. Какое участие Вы бы хотели принять в жизни дошкольного учреждения? ___________________________________________________________________________
  2.   О каких семейных традициях Вы хотели бы рассказать ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.   Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка:
  • психолога ____________________________________________________________  
  • медицинского работника _______________________________________________
  • старшего воспитателя __________________________________________________
  • другого специалиста (укажите какого) ____________________________________

Ваши пожелания _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для родителей

                                                  «Я и мой ребенок».

Можете ли Вы…

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?                        

2

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?                        

3

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему                        

4

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?        

5

…сохранить самообладание,  даже если поступок ребенка вывел Вас?        

6

…поставить себя на место ребенка?        

7

…поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая Фея?        

8

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?                        

9

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

11

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?        

12

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?          

13

…устоять против детских просьб и слез, если Вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?        

Ключ к тексту.

Ответ       А - 3 очка;  Б - 2 очка;  В - 1 очко

30-39 очков –ребенок самая большая ценность в Вашей жизни.Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.

16-30 очков - забота о ребенке для Вас первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков - у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к  помощи специалистов-педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Памятка для родителей

Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он впервые начал посещать детский сад:

1.        Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

2.        Щадить его ослабленную нервную систему.

3.        Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

4.        На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

5.        Как можно раньше сообщить воспитателям и психологу о личностных особенностях малыша.

6.        Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

7.        Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать его за мелкие капризы.

Как не надо вести себя родителям с ребёнком, когда он впервые начал посещать детский сад:

1.        В присутствии ребёнка плохо говорить о детском саде.

2.        «Наказывать» ребёнка детским садом и поздно забирать домой.

3.        Мешать его контактам с детьми.

4.        Всё время кутать, одевать не по сезону.

5.        Увеличивать нагрузку на нервную систему, водить ребёнка в многолюдные и шумные места.

                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ.

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.

ЦЕЛЬ : Развивать координацию зрительного,слухового и мотороного анализаторов,укрепление памяти, внимания;повышение эмоционального  и мышечного тонуса ,снижение импульсивности, тревожности.

                                                   Иди ко мне.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой, хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»

                                                         Покружимся.

Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая его к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

                                                 Хоровод с куклой.

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

                                        Собирание «сокровищ».

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

                                                    Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).

                                                           Зайка.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

                                  Выдувание мыльных пузырей.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

                                                   Хоровод.

Ход игры. Воспитатель держит за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились. БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!

Взрослый и ребенок дружно подпрыгивают.

                                               Прячем мишку.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

                                                 Солнышко и дождик.

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

                                                              Поезд.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

                              Догонялки (проводится с 2-3 детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с мишкой.

                              Солнечные зайчики.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики.

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

                                   Пальчиковая гимнастика.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт.

Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются.

В этот домик приглашаем.

"Крыша".

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук "идут" по столу.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

"Шагать" по столу средним  и указательным пальцами обеих рук.

Кто приехал?

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем - безымянный.

Вместе встанем в хоровод -

Вот.

Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

Строим дом

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Семья

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

Хлопать в ладоши.

Дождик капает

Дождик капает,

Дождик капает.

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Пять и пять

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Сжимание - разжимание пальцев рук.

Повернулись, улыбнулись,

Вращение кистей рук.

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы. Стучать кулачки.

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в "замок".

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.

А вторые догонять.

По столу "бегут" указательные пальцы.

Третьи пальчики бегом,

Средние пальцы.

А четвертые пешком.

Безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал

Касаться стола ритмично обоими мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопнуть кулаками по столу.

Наперегонки

Мы по лесенке бежали

И ступеньки все считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.


Стишки для самых маленьких.

     ПОПУГАЙ.

Попугай-попугай

Весело танцует,

Попугай-попугай

Пляшет и балует;

Попугай-попугай

Опрокинул чашку,

Попугай-попугай

Съел из блюдца кашку!

ХРЮШКИ.

Хрюшки-хрюшки недовольны:

- Хрю-хрю-хрю! - кричат-кричат.

- Не хотим носы такие!

Лишь две дырочки торчат.

КОЗЛИК.

Козлик-козлик:

-Ме-ме-ме!

Я учусь считать в уме!

Сколько будет два плюс пять?…

Ме-ме-ме, забыл опять!

Очень мама огорчится!

Ме-ме-ме – бегу учиться.

СОВЁНОК.

Угу! Угу!

Гуляют на лугу;

С утра там всё поют,

И спать мне не дают.

 Для чего детишкам ушки.

Для чего детишкам ушки?

Может быть, конфеты кушать?

Может быть, летать, как птица?

Может, на братишку злиться?

Может быть, смотреть кино?

Может быть, глазеть в окно?

Может быть, рыдать и плакать?

Может, как утенок, крякать?

Может, плавать? Может шить?

Может быть, пожар тушить?

Нет, нужны детишкам ушки,

Чтобы  маму с папой слушать!

Дождик.

Тише, тише, тише, тише.

Дождик капает по крыше,

По зелёненьким листочкам,

По асфальту, по песочку,

По траве и по цветам,

По деревьям, по кустам.

Ну а малышу Ванюшке

Топнул дождик по макушке.

Пирожок.

Соберу друзей в кружок,

Испеку им пирожок.

Очень-очень сочный

Пирожок песочный.

Кукле Маше, псу Барбосу,

Буратино с длинным носом,

Папе с мамой по кусочку

И сестрёнке, если хочет.

Всем по вкусу, знаю точно,

Будет мой пирог песочный.

Как растили мы картошку.

Мы с приятелем Антошкой

Целый день растим картошку.

Утром рано посадили,

Пропололи и полили.

И окучили немножко.

Ты расти, расти, картошка!

Час прошёл, другой идёт,

А картошка не растёт.

Мы всё время проверяли,

Доставали, измеряли.

А потом её рыхлили,

Пропололи и полили.

Так до вечера с Антошкой

Провозились мы с картошкой.

И сказал мой друг Антошка:

<Что-то не растёт картошка.>

Завтра встанем рано-рано

И начнём растить бананы>.

Молодчина.

Наша Еленка

Разбила коленку.

Коленка болит,

Но Еленка не скулит.

Смеется Еленка:

«Заживет коленка!»

Воробей.

Прискакал воробей

На пружинках-ножках,

Прочирикал воробей:

-Дай поесть немножко!

Поклевал,поклевал,

А спасибо не сказал.

Через день летит опять.

Смотрит-нечего клевать.


ПОТЕШКИ О ЕДЕ.

ТВОРОГ-ТВОРОЖОК.

Творог-творог-творожок,

Ням-ням-ням - как вкусно!

Творог-творог-творожок,

Белый, как капуста!

В ротик -ам! - и творожок

Как снежинка тает;

Творог-творог - наш дружок!

Зубки укрепляет.

***

КУРЫ-КУРЫ.

Куры-куры: "Ко-ко-ко!

Мы снесли яички;

Ку-ку-кушайте, ко-ко,

Детки-невелички!"

***

ПОМИДОР.

Помидор на грядке

Делает зарядку;

Как здоровье, помидор?

- Хорошо! В порядке!

Весь вспотел - но не устал!

От зарядки красным стал.

МОРКОВКА.

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,

Съел морковку - ням-ням-ням!

***

МЯСКО.

Мы гуляем, мы гуляем!

Погуляем – поглядим,

Аппетит как нагуляем

Мяско вкусное съедим.

***

МАЛИНКА.

Раз малинка, два малинка,

Прямо у окошка;

Раз малинка, два малинка -

Целое лукошко!

Только надо рано встать,

Чтоб лукошко то собрать.

***

РЫБКА-РЫБКА.

Рыбка-рыбка, ну дела,

К нам в кастрюльку приплыла!

Чтоб вариться, всех кормить -

Быстро-быстро руки мыть.

***

КЛУБНИЧКА.

Высоко кричит синичка:

“Ой, как выросла клубничка!

Нужно быстренько срывать -

Полетела деток звать!”

***

ЯБЛОЧКО.

Что за грохот - бум-бум-бум -

Яблочко упало!

В травке яблочко найдём

Чтобы не пропало.

***

ЧЕСНОК-ЧЕСНОЧОК.

Чесночок наш, чесночок,

Ой, как горько-горько!

Чесночок наш, чесночок

Ест телёнок Борька;

Нам скажи-ка - почему?

-Чтобы сильным быть! Му-му.

***

ЛУЧОК.

Ходит по полю бычок:

"Вкусно пахнет как лучок!

В носике щекочется -

Скушаю, раз хочется".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...