Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей
статья (старшая группа) на тему

В современном мире все больше растет понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребенка, но и развитие всего общества. Но и семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании детей, особенно если в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья (наблюдаются проблемы речевого развития). Каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком .И одной из задач, стоящих перед  ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativno-pr_rabota_doklad.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей

В настоящее время одной из актуальных проблем в образовании является инклюзивное образование.

В современном мире все больше растет понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребенка, но и развитие всего общества. Но и семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании детей, особенно если в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья (наблюдаются проблемы речевого развития). Каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком .И одной из задач, стоящих перед  ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из основных направлений работы учителя-логопеда ДОУ является систематическая консультативно-просветительская работа среди родителей по передачи знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в области развития речи ребенка. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребенка. Для того , чтобы родители услышали логопеда, нужно научиться устанавливать с ними контакт. Пир этом следует помнить , что не все родители обладают высоким уровнем психолого-педагогической культуры, ответственно относятся к своей роли, готовы к сотрудничеству с педагогами  ДОУ. Поэтому необходимо ориентироваться на интересы и запросы родителей.

Согласованное взаимодействие возникает не сразу. Поэтому работа учителя-логопеда с семьей, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи), имеет следующие цели:

- заручиться поддержкой родителей, приобщить их к проблемам своих детей.

- оказать родителям квалифицированную помощь, повышать их компетентность в вопросах речевого развития ребенка.

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми;

В основе работы с семьями лежат следующие принципы

- систематичность проведения работы;

- целевое планирование;

- ориентированность на конечную цель;

- учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия;

- учет особенностей функционирования и знание типологии данной семьи;

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями строится в определенной последовательности, которая состоит из трех этапов: информационно-аналитического, практического, оценочного.

Информационно-аналитический этап предполагает сбор и анализ  сведений о ребёнке и его семье, их трудностей и запросов а так же выявление готовности семьи к взаимодействию с учителем –логопедом .На этом этапе работы  логопед  изучает медицинскую карту ребёнка рекомендации специалистов (кардиолога, невролога, психиатра,  ортопеда) если таковые есть .Затем наблюдает за речевым общением ребёнка с детьми группы, его поведением и  речью в игровой деятельности:  оречевляет ли он игру или играет молча , смотрит ли в глаза собеседнику,  когда разговаривает соблюдает ли правила диалога ( очерёдность).Важным моментом является обследование ребёнка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития .Итогом информационно –аналитического этапа консультативно –просветительской работы учителя –логопеда является постановка логопедического заключения и определения стратегии коррекционно- развивающей работы с ребёнком с ОВЗ. После этого учитель-логопед приглашает родителей на беседу .И здесь главным является создание условий для делового общения с родителями .

Практический этап работы начинается с построения общения с родителями .Учитель-логопед сообщает что ребёнок осмотрен специалистом ,и обозначает тему педагогической беседы , а также время и место встречи .Цель первой беседы –обмен мнениями по вопросу речевого развития ребёнка, разъяснение родителям проблем и путей их решения .Беседу обязательно начинаем с изложения фактов ,положительно характеризующих ребёнка ,стараемся детально продумать начало беседы, понимая, что от этого зависит её успех и результат всей коррекционной работы. Сообщаем ,что в  течение учебного года родителям предстоят встречи для получения ими знаний через систему консультаций и необходимых рекомендаций для решения речевых проблем ребёнка. Главное назначение консультаций в том, чтобы родители увидели трудности речевого развития ребенка и убедились в том, что в детском саду они могут получить квалифицированный совет специалистов. Сегодня мы свое общение с родителями строим на основе диалога, открытости отказа от критики и оценки партнера по общению.

Консультативная форма организации общения учителя- логопеда и родителей призвана выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической  культуры родителей ,а значит , способствует изменению их взглядов на воспитание ребёнка в семье, развивает умение анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих педагогических ошибок ,осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка,  адекватных особенностям его развития .

Систему консультативно-просветительской работы выстраиваем от освещения простых вопросов к более сложным. Теоретический материал консультаций сочетаем с практическим показом игр и упражнений или советами, как и где использовать данный материал в работе с ребенком дома. При проведении консультации «Развитие артикуляционной моторики» предлагаем комплексы артикуляционных упражнений и рекомендации по их проведению в игровой форме. При проведении консультации «Играем пальчиками развиваем речь» демонстрируем родителям несколько простых пальчиковых игр и рекомендуем литературу, к которой они могут обратиться. Если у родителей в ходе консультирования возникают простые вопросы, даем ответ сразу; если вопрос объемный, сложный и требует подготовки дополнительных материалов, готовим консультацию по запросу к следующей встрече с родителями.

 Тематика консультаций подбирается в зависимости от уровня образованности родителей, а также с учетом результатов анализа речевых проблем каждого ребенка. Такие консультации, как «Приемы активизации речи ребенка», «Формирование предпосылок речи ребенка», используются в работе с родителями каждый год.

Важно, чтобы содержание консультаций было доступно и понятно родительской аудитории, а материал соответствовал решению проблем развития речи ребенка. Часто планируем  консультации по теме «Игры на развитие слухового, зрительного восприятия, внимания и памяти», «Развитие фонематического слуха», поскольку такая необходимость возникает после подведения итогов обследования детей  с ОВЗ.

Консультацию проводим не дольше 20 минут, иначе информация не просто не усваивается. При общении и изложении консультативного материала избегаем употребления специальных терминов, непонятных для родителей.

В процессе консультирования используем методы активизации родителей, например вопросы:»как вы просите повторить новое слово?», «Как вы называете этот предмет ребенку?», «Называете ли вы действия, которые производите вместе с ребенком?».  Можно предложить родителям для обсуждения две различные точки зрения на один и тот же вопрос, спросить, какая из двух позиций верная. Обсудить вопрос о том, когда с ребенком следует начинать разговаривать, читать стихи, петь песни, учить буквы. Еще один метод – приведение примеров из литературных источников, авторы которых – известные педагоги и родители. В конце общения попросите родителей сделать выводы, спросите, что нового и интересного они услышали, будут ли использовать рекомендации в решении речевых проблем ребенка.

Роль логопеда на последнем, оценочном этапе заключается  в анализе эффективности консультативно-просветительской работы в течение учебного года по вопросам развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для определения эффективности усилий ,затраченных на взаимодействие с родителями ,можно использовать опрос  самих родителей ,оценочные листы ,экспресс диагностику ,повторное обследование ребёнка ,учёт активности родителей .Не менее важным является сам анализ со стороны логопеда после которого с родителями ставятся задачи по совершенствованию дальнейшей работы .

Как показала многолетняя практика ,всем родителям необходимы педагогические знания, связанные с развитием речи детей с ОВЗ. Современные родители достаточно грамотны ,и тезис о педагогической несостоятельности семьи потерял свою актуальность, тем не менее важно активизировать и обогащать воспитательные умения  родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Оказание реальной помощи становится возможным при условии комплексного подхода к проведению работы по педагогическому просвещению родителей, где консультирование является небольшой частью этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей дошкольника с ОВЗ

В статье описан логопедический мастер-класс "От "Агу" до монолога" для родителей детей с ОВЗ....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ

Организация взаимодействия учителя -логопеда и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы.  Данная форма сотрудничества учитывает пот...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи....

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Презентация "Формы взаимодействия учителя - логопеда и семьи по речевому развитию"

Использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательной деятельности....

Анкетирование как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей

quot;Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью".   В.А. Сухомлинский...