Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
консультация на тему

Тишкова Нина Александровна
Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным  в собственном творчестве.​​

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Колокольчик» поселка Мостовского                                                                        муниципального образования Мостовский район

Подготовила воспитатель:

Н.А.Тишкова

Тема: Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.

Значение ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.

Патриотическое  и гражданское воспитание -  процесс сложный и многогранный. Наиболее плодотворно он осуществляется в соприкосновении ребенка с близким окружением - взрослыми, их культурой, предпочтениями, традициями, обычаями, то есть с тем естественным образом  жизни, в котором он растет и в котором ему интересно и радостно. Ребенок в силу особенностей своего восприятия любит яркое, необычное, звучное, колоритное, чем богато народное музыкальное и декоративно  - прикладное искусство Кубани.

Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным в собственном творчестве.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

К средствам приобщения дошкольников к народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Например: пословицы и поговорки. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат».

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. 

Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. 

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. 

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Особое место в процессе приобщения к национальной культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к национальной культуре является народный праздник. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Формы ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с кубанской национальной культурой являются:

- игровые образовательные ситуации;

- экскурсии;

- работа в уголке природы;

- работа на земельном участке.

Методы ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.

Наглядные методы:

- наблюдение;

- рассматривание;

- просмотр презентаций.

Практические методы:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- экспериментирование.

Словесные методы:

- рассказ воспитателя;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- слушанье музыкальных произведений.

В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа  заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к кубанской национальной культуре. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: игровые образовательные ситуации, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование, проектная деятельность.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования  детей на всех уровнях обучения.

Это:

- взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

- взаимосвязь различного материала и содержания  повышает  мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

- интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это  благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

Формы, средства и методы ознакомления детей с национальной культурой

Формы, средства и методы ознакомления детей с  национальной культурой...

"Многообразие форм,средств,методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.

1 слайд.«Многообразие форм, средств, методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.2 слайд.Приобщение к традициям народа , особенно значи...

Консультация для воспитателей «МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ»

Консультация для воспитателей «Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с русской национальной культурой в условиях интеграции»...