Главные вкладки

    Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
    консультация на тему

    Тишкова Нина Александровна
    Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным  в собственном творчестве.​​

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Колокольчик» поселка Мостовского                                                                        муниципального образования Мостовский район

    Подготовила воспитатель:

    Н.А.Тишкова

    Тема: Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.

    Значение ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.

    Патриотическое  и гражданское воспитание -  процесс сложный и многогранный. Наиболее плодотворно он осуществляется в соприкосновении ребенка с близким окружением - взрослыми, их культурой, предпочтениями, традициями, обычаями, то есть с тем естественным образом  жизни, в котором он растет и в котором ему интересно и радостно. Ребенок в силу особенностей своего восприятия любит яркое, необычное, звучное, колоритное, чем богато народное музыкальное и декоративно  - прикладное искусство Кубани.

    Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным в собственном творчестве.

    Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

    К средствам приобщения дошкольников к народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

    Например: пословицы и поговорки. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат».

    В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

    Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. 

    Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. 

    Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

    В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

    Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. 

    В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

    Особое место в процессе приобщения к национальной культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

    Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к национальной культуре является народный праздник. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

    Формы ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.

    Формами организации деятельности детей при ознакомлении с кубанской национальной культурой являются:

    - игровые образовательные ситуации;

    - экскурсии;

    - работа в уголке природы;

    - работа на земельном участке.

    Методы ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.

    Наглядные методы:

    - наблюдение;

    - рассматривание;

    - просмотр презентаций.

    Практические методы:

    - дидактические игры;

    - подвижные игры;

    - экспериментирование.

    Словесные методы:

    - рассказ воспитателя;

    - беседы;

    - чтение художественной литературы;

    - слушанье музыкальных произведений.

    В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа  заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к кубанской национальной культуре. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: игровые образовательные ситуации, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование, проектная деятельность.

    Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования  детей на всех уровнях обучения.

    Это:

    - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

    - взаимосвязь различного материала и содержания  повышает  мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

    - интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

    Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это  благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

    Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

    Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности"

    Развитие  творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности...

    Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

    Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

    «Интеграция различных видов деятельности в процессе ознакомления с окружающим и социальным миром»

    Как известно, интеграция – это состояние  связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целост...

    Формы, средства и методы ознакомления детей с национальной культурой

    Формы, средства и методы ознакомления детей с  национальной культурой...