Статья для педагогов дополнительного образования на тему: «Занятия в дошкольном учреждении- залог успешной учебы в школе»
статья на тему

             Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 1,5 месяцев.

              Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_obucheniya_rebenka_v_shkole.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга  «На Ленской»

195426 Санкт-Петербург ул. Ленская, д.2, корп.2

Тел. (812) 524-08-41 Факс (812) 524-08-41

E-mail dtuk16@mail.ru

lensk-uvr@mail.ru

Статья для педагогов дополнительного образования на тему:
«Занятия в дошкольном учреждении-

залог успешной учебы в школе»

подготовила

педагог-организатор

 Школы раннего развития «Солнышко»

Трошина Ольга Дмитриевна

Г. Санкт - Петербург

 2016

«Занятия в дошкольном учреждении – залог успешной учебы в школе»

             Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 1,5 месяцев.

              Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?

              Во-первых, меняется социальная позиция: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был «просто ребенком», которого любили и о котором заботились взрослые, теперь он становится школьником. У него появились новые сложные обязанности: делать уроки, вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и так далее.

              Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют. С приходом в школу они «учатся учиться», т.е. запоминать учебный материал, формировать ответ, решать задачи.

              Основными психологическими различиями игровой и учебной деятельности является то, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий. Ребенок обязан делать то, что ему не хочется делать, он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке. Переход от игровой деятельности к учебной осуществляется не по воле ребенка, а как бы «навязывается» сверху, от взрослых.

              В-третьих, важным фактором психологической адаптации к школе выступает социальное окружение ребенка: учитель, класс, семья.

              В-четвертых, одной из проблем обучения в начальной школе является сдерживание двигательной активности инициативных детей и активизация вялых и пассивных. Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активизации, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации.

              В-пятых, с началом обучения в школе у 57-69 % неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы; истерические реакции, повышение слезливости, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся плохих отметок.

              Как помочь успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс?

              Нужна целенаправленная работа по укреплению психики ребенка, развитию его мышления, умению контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные решения.

              На примере детей школы раннего развития «Солнышко» (группа подготовки к школе) попробуем показать, как решаем эту проблему мы.

              Все мы знаем, что именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а не передача ему знаний, умений, навыков.

               Развитие познавательных способностей во многом определяет готовность ребенка к школьному обучению. Необходимо создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития. Дать детям в доступной форме систематизированные знания. С целью развития у дошкольников познавательных способностей необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а так же помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются:

  - способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;

  - самостоятельное применение найденных способов решения проблемы в практической                деятельности, умения сравнивать, обобщать, группировать и т.д.;

  - наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;

  - умение мыслить в разных направлениях;

  - умение выдвигать новую познавательную задачу;

  - умение замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.

            Активизация мышления детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, организации учебной деятельности. Нужно вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченного умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

           На занятиях в группе адаптации детей к школьной жизни широко используются занимательные проблемные ситуации сказочного характера, например:

  - Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают  задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигур из частей.

  - Большое значение для развития познавательных способностей и подготовки детей к школе оказывают игры «Что? Где? Когда?», «Умники и Умницы», «Состязания мудрецов».

              При организации данной работы заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребенка.

              Важным моментом в адаптации детей к школе имеет организация и материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  - помещение, где происходят занятия (столы, стулья, доска, тетради, учебники);

  - продолжительность занятий (3 раза в неделю по 2 часа);

  - оценочная система;

  - система поощрений;

  - выбор лучшего ученика (сложно, т.к. каждый считает себя лидером).

              Вывод: вхождение в образовательную среду происходит более свободно, осознанно, с надеждой на успех, если ребенок прошел адаптацию в каком-либо дошкольном учреждении.

               

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казакова Т. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985.

2.Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

3.Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.:     Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе

развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте предупреждает оптическую дисграфию у детей в школе...

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передать учителю изученн...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

Доклад на тему: "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформ...