УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ
статья по теме

Барышникова Ольга Михайловна

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передать учителю изученную информацию. В этом детям поможет умение пересказывать. Родителям необходимо знать, как правильно обучить ребенка пересказу. Соблюдая ряд рекомендаций, они смогут достичь хороших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_pereskazyvat_-_zalog_uspeshnoy_ucheby_v_shkole.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Во - первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Во – вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.

В период школьного обучения многие дети испытывают ряд трудностей:

  • не могут пересказать материал;
  • не могут подобрать подходящее слово при ответах на вопросы;
  • грамматически неправильно строят предложения;
  • стесняются своей речи, в следствие чего говорят тихо, невнятно.

Дети становятся неактивны на уроках, стесняются отвечать и т.д.

Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию. В этом детям поможет умение пересказывать.

Чем же полезен пересказ?

 Обучение пересказу способствует:

  • обогащению словарного запаса;
  • развитию восприятия, памяти и внимания;
  • совершенствованию структуры речи и произношения;
  • усвоению  нормы построения предложений и целого текста;
  • формированию грамматически правильной и точной речи.

Поэтому детей необходимо учить пересказу еще в дошкольном возрасте. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.

Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, так как ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что, пытаясь воспроизвести  готовое произведение, очень часто теряется смысл. Иногда ребенку намного легче придумать историю или рассказать что-нибудь из личного опыта, чем воспроизвести готовую форму.

Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Чтобы научиться успешно пересказывать тексты, ребенку потребуются следующие умения и навыки:

  • концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
  • четкое понимание смысла истории;
  • логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
  • умение систематизировать и структурировать информацию;
  • владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.

Рекомендации «Учимся пересказывать».

Для обучения пересказу необходимо подобрать подходящий текст.

Следует выбрать легкие и интересные для ребенка тексты.  Также необходимо учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь.

 На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7 предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.

После того, как текст подобран, начинается основная работа по обучению ребенка пересказу.

  • Взрослый выразительно читает текст.
  • После этого обсуждает его с ребенком, все ли ему понятно, объясняет непонятные слова.
  • Спрашивает: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так?
  • Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.
  • Беседа по содержанию. Взрослый задает вопросы по тексту, а ребенок отвечает на них. Нужно стремиться к тому, чтобы предложения были полными, а не состояли из одного слова.
  • В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.

На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.

Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки.

 Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.  

 Также вместо картинок, для пересказа, используются схемы, пиктограммы. 

После прочтения текста взрослый с ребенком выкладывает из схем дорожку в нужной последовательности, работает с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Подобные схемы удобны тем, что их несложно нарисовать самому к любому рассказу.

Постепенно от картинок и схем следует отходить.

Обучение пересказу – довольно длительный процесс. Не следует ждать от ребенка, что он сразу перескажет текст после первого прочтения. Возможно, потребуется не один раз перечитать текст до того, как ребенок сможет его пересказать. И самое главное: во время работы  необходимо  подбадривать и хвалить ребенка.  Только соблюдая все эти рекомендации, можно достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Статья для педагогов дополнительного образования на тему: «Занятия в дошкольном учреждении- залог успешной учебы в школе»

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, свя...

Правильная речь – основа развития вашего ребенка, залог его успешной учебы в школе.

Правильная речь – основа   развития вашего ребенка,залог его успешной учебы  в школе.  Дорогие мамы и папы!Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того,...

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей...

Выступление по теме: "Умение пересказывать залог успешного обучения в школе"

Чем же полезен пересказ?  Обучение пересказу способствует: - обогащению словарного запаса; - развитию восприятия, памяти и внимания; - совершенствованию структуры речи и произношен...

Доклад на тему: "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформ...