Главные вкладки

    Тема: Особенностей развития устной речи младших школьников в билингвических семьях.
    методическая разработка на тему

    Двуязычие в настоящее время охватывает большое количество детей.На сегодняшний день проводятся различные исследования, связанные с изучением формирования речи у детей - билингвов (двуязычных) и монолингвов (одноязычных). Нередко данные, полученные разными исследователями, являются противоположными.

     Проанализированы полученные результаты, были сформулированы выводы и рекомендации для родителей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bilingvizm.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Особенностей  развития устной речи младших школьников в билингвических  и монолингвических семьях.

    Двуязычие в настоящее время охватывает большое количество детей.

    На сегодняшний день проводятся различные исследования, связанные с изучением формирования речи у детей - билингвов (двуязычных) и монолингвов (одноязычных). Нередко данные, полученные разными исследователями, являются противоположными.

    Есть сторонники и противники двуязычного окружения ребёнка.

    Одни авторы считают, что ребёнку необходимо сначала дать освоить один язык, а после этого обучать другому. Многие профессиональные логопеды придерживаются мнения, что второй язык в раннем детстве может вызвать помехи и даже дефекты речевого развития ребёнка.

    Существует и прямо противоположное мнение, согласно которому двуязычное воспитание ребёнка рассматривается как позитивное явление, которое способствует не только речевому, но и умственному развитию ребёнка.

    Поэтому, выбранная тема и проведенная работа заслуживает особого внимания.

    Было проведено исследование по особенностям формированию устной речи младших школьников в билингвических  и монолингвических семьях.

    В исследовании использовалась «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»  автор Фотекова Т.А.

    Цель методики: Выявить уровень развития устной речи детей младшего школьного возраста.

    Полученные результаты исследования показали и  получили подтверждение в гипотезе о том, что у детей, воспитывающихся в билингвических семьях, в отличие от детей, воспитывающихся в монолингвических  семьях,  будут наблюдаться различия в степени и особенностях сформированности устной речи по таким показателям как: сенсомоторный  уровень речи,  навык языкового анализа, грамматический  строй  речи, словарь и словообразовательные процессы, понимание сложных логико-грамматических отношений, связная речь. При этом степень развития данных показателей будет ниже у детей, воспитывающихся в билингвической семье и выше у детей, воспитывающихся в монолингвической семье.

    Таким образом, было выявлено, что развитие устной речи у младших школьников, воспитывающихся в двуязычной среде, по таким показателям как: грамматический строй речи,  словарь и навык словообразования, понимание логико- грамматических отношений, связная речь  ниже, чем у детей монолингвов. Также было отмечено, что при исследовании таких показателей, как: сенсомоторный уровень речи и навык языкового анализа выше у детей билингвов, чем у детей монолингвов.

    Проанализированы полученные результаты, были сформулированы выводы и рекомендации для родителей.

    В нашей работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области педагогики и психологии А.А.Леонтьева, Д.Б. Эльконина,  Н.В. Имедадзе, В.В. Богословского, Е.М. Верещагина, М. А. Косьмина; лингвистики У. Вайнрайха, В.А. Богородицкого, Х.З. Багирокова, Л.В. Щерба; логопедии А.Е. Бабаева, Л.И. Белякова.

    Рекомендации.

    Семьям билингвов необходимо обратить внимание на развитие таких сторон устной речи детей как: грамматического строя речи, словарь и навык словообразования, связная речь.

    Различные речевые игры позволяют в занимательной форме отрабатывать многие навыки для развития различных сторон устной речи.

    Цели и виды работы:

    1. Отрабатывать понимание пространственного значения предлогов.

    Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке),  где висит картина? (Картина висит на стене).

    2. Отрабатывать навык образования существительных мн. числа в  И. и Р. падежах;

    Игра «Один- много», «Чего, кого не стало?».

    3. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно).

    4. Учить ребенка правильно отвечать на вопрос, какой по материалу, а также образовывать относительные прилагательные.

    Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, подумать и сказать, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева (деревянный).

    Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная) и пр. Все непонятные ребенку слова объясняются и проговариваются несколько раз.

    Когда образование основных относительных прилагательных усвоено, можно поиграть с ребенком в игру со счетным материалом. Задача- подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы ребенок полнее усвоил его лексическое значение.

    Что бывает стеклянное? деревянное? металлическое? пластмассовое? кожаное? и пр.

    Необходимо подбирать по 5—6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.

    5. Расширение, уточнение и активизация предметного и глагольного словаря ребенка.

    Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку, назвать все изображенные объекты и подумать: Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает)?

    После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Вопрос будет звучать так: Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать)?

    6. Учить ребенка отвечать на вопрос 4-словным предложением, составленным без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных слов по схеме.

    Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на схему  и считать по ней количество слов при составлении предложений. Затем четко, медленно задает вопросы:

    Кому бабушка вяжет носки? (Ответ: Бабушка вяжет носки внучке.)

    Кому девочка пишет письмо? (Здесь и далее ответы придумывает ребенок, а взрослый помогает, подсказывая различные варианты, только при необходимости).

    Список литературы:

    1. Аврорин В.А. Роль родного и русского языков в культурном подъеме народов севера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXXII. Вып. 6. - М., 1973, с. 503-512.

    2. Багироков X . 3. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков): Монография. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. с. 81

    4. Бертагаев Т. А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления / Т. А. Бертагаев // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М., 1982

    5. Билингвизм в теории и практике / Под ред. З. У. Блягоза. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2004.

     6. Блумфилд Л. Язык // М.: издат. «Прогресс»1968

    7.Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. Серия "Лингвистическое наследие XX века". Изд.5, 2004.

    8. Бодуэн де Куртене М А. Введение в языкознание. Избранные труды по общему языкознанию. - М., 1963.

    9.Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. 6, М: Прогресс,1972. - С. 25-60.

    10.Верещагин Е.М Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1969.

    11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66.

    12. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. – В кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935. – С. 53-72

    13.  Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.

    14. Имедадзе Н.В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1984. – с. 235-239

    15. Косьмина М.А. Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма / / Хабаровск, 2007.

    16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2005.

    17.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

    18.  Общая психология: Учеб.пособие для студентов пед.институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В.В. Богословского и др. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.

    19.  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

    20. Понятийно - терминологический словарь логопеда / / Под ред. В.И.Селиверстова. - Изд. «Академический проект», 2004.

    21. Раку Ж.П. Психогенезис речи в смешанных коммуникативных средах // Монография. Кишинёв, КГПУ, 2008.

    22. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.

    23. Словарь. Психология. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

    24. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.

    25. Супрун Л Е. Лекции по языкознанию. - Минск, 1971.

    26. Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011. - 197с. 

    27. Хаскельберг М Г. Билингвизм / / М., 2006.

    28    Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.

    29. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. М. Наука. 1969г.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.

    Прием детейД/и «Здравствуй»!С добрым утром, мама, папа!Здравствуйте, в саду ребята,Солнце, небо и зверятаУтра доброго всем вам!Задачи:1. создание положительного эмоционального фона;2. развитие речи че...

    Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников автор Фотекова Т. А.

    Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефект...

    Экспресс-диагностика обследования речи младших школьников

    Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и...

    Анализ работы над темой по самообразованию. «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения»

    Анализ работы над темой по самообразованию. «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения»...

    Развитие лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта

    Для активации речевой деятельности младших школьников с нарушением интелллекта нередко нужно применять разные методы обучения. Одним из таких методов является дидактическая игра....

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

    Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...