«Выразительная речь и интонация»
статья (подготовительная группа)

Веселовская Ирина Михайловна

Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация! » А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?

Интонация представляет собой звуковое явление. В оформлении речи важную роль имеют следующие интонационные компоненты: модуляция голоса по силе и высоте, т. е. способность произносить фразы с определённой высотой и силой голоса; тембр голоса – звуковая окраска, качество звука, благодаря которому мы можем различать голоса знакомых людей, даже не видя их; темп и ритм речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление; способность использовать в речи повествовательные, вопросительные и восклицательные высказывания; понимание и отражение в речи различных эмоциональных состояний человека, настроения; логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией (эти слова произносятся более членораздельно, длительно, громко) ; пауза – собственно перерыв в звучании речевого потока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»

Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация! » А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?

Интонация представляет собой звуковое явление. В оформлении речи важную роль имеют следующие интонационные компоненты: модуляция голоса по силе и высоте, т. е. способность произносить фразы с определённой высотой и силой голоса; тембр голоса – звуковая окраска, качество звука, благодаря которому мы можем различать голоса знакомых людей, даже не видя их; темп и ритм речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление; способность использовать в речи повествовательные, вопросительные и восклицательные высказывания; понимание и отражение в речи различных эмоциональных состояний человека, настроения; логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией (эти слова произносятся более членораздельно, длительно, громко) ; пауза – собственно перерыв в звучании речевого потока.

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной

Интонационная сторона речи начинает формироваться очень рано – ещё в период доречевого развития ребёнка, т. е. уже до 1 года. Крик, гуление, лепет ещё не являются речью, то есть сознательным выражением мыслей и чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребёнка и его потребностях. Ребёнок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первое речевое общение ребёнка с людьми.

Психологическая особенность звуковых выражений ребёнка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. В ходе дальнейшего развития речи, происходит овладение всеми интонационными компонентами речи. Постепенно, с развитием словесной речи, интонация начинает играть служебную (вспомогательную) роль, то есть она подчиняется слову.

Однако интонация продолжает играть большую роль. Она помогает пониманию речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает определённое воздействие на слушателя.

Интонация передаёт разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации. Таким образом, интонация, выразительная речь помогает общению. В свою очередь, общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов

В ходе индивидуальных и подгрупповых занятий в детском саду организуется работа по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей. При этом осуществляется:

- организация речевого дыхания;

- развитие мимики;

- развитие выразительности движений;

- развитие способности понимать и выражать эмоции;

- развитие силы и высоты голоса;

- формирование нормального темпа и ритма речи;

- формирование восприятия и воспроизведения в речи основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, вопрос и восклицание).

Детям очень нравится играть в игры, выполнять упражнения, способствующие развитию интонационной выразительности речи. Такие упражнения можно выполнять дома, да и просто в игре с ребёнком решается много задач, касающихся формирования выразительной речи и правильной интонации. Приведём несколько простых примеров.

Упражнение: «Вопрос – ответ».

Взрослый и ребёнок произносят текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, весна, как дела? (Высоко) .

- У меня уборка. (Низко) .

- Для чего тебе метла? (Высоко) .

- Снег мести с пригорка. (Низко). О. Высотская.

Упражнение: «Слушай и повторяй».

Дети должны повторяют вместе с взрослым, отражённо и самостоятельно восклицательные высказывания: выразительное чтение потешек, стихотворений, содержащих восклицательные высказывания.

Я в лесу кричу: «Ау – у! »

Отвечает кто-то: «У-у-у! »

Я ещё кричу: «Чего-о-о! »

А мне слышится: «Его-о-о! »

Кто же это среди дня

Дразнит издали меня?

Черепаха: «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу и лежу

И на солнышко гляжу». (Тембр: важный)

Львёнок: «Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу… » (Тембр: задорный, звонкий) .

Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы,

А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы,

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо)

Поиграй, дружок со мной! (громко) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.

       Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...

Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация - что это такое?» Буклет

Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Выразительная речь и интонация

Что же такое выразительная речь и интонация?...

Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация - что это такое?» Буклет

Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?...