Методика заучивания стихотворений дошкольниками
консультация (подготовительная группа) на тему

Баконина Марина Владимировна

Консультация для родителей

 

Методика заучивания стихотворений дошкольниками

 

 

Подготовила: Воспитатель Баконина М.В.

 

 

Уважаемые родители, заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детей привлекает к себе мир звуков, поэтому стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. В стихотворении рассматривают две основные стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Заучивание стихов включает в себя два процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е. чтение стихотворения наизусть.  Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение, прочувствует его. При заучивании с детьми стихов перед родителями должны вставать две задачи:

·        Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворение в памяти.

·        Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно.  Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, т.к. он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительное чтение.

Не стоит забывать о том, что:

1.     Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения, появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение.

2.     Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворения заучиваются целиком.

3.     Не следует требовать полного запоминания стихотворения на первый день заучивания. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять при подходящих обстоятельствах.

4.     В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности, их склонности и вкусы. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песни. Застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

5.     Перед заучиванием стихотворения проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. После беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать ребенка от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. Пауза после чтения родителя дает возможность пережить минуту эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их прослушать. Вопросы лучше сформулировать так, чтобы ребенок мог отвечать словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:

Ø Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).

Ø Досказывание ребенком рифмующего слова.

Ø Чтение по ролям.

Ø Драматизация с игрушками.

Ø Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского).

На формирование выразительности направлены следующие приемы:

v Образец выразительного чтения.

v Пример выразительного чтения ребенка.

v Оценка чтения.

v Подсказ нужной интонации.

Но не стоит забывать, заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию перед ними не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. При заучивании стихов ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya2.docx342.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Методика заучивания стихотворений дошкольниками

Подготовила: Воспитатель Баконина М.В.

Уважаемые родители, заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детей привлекает к себе мир звуков, поэтому стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. В стихотворении рассматривают две основные стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Заучивание стихов включает в себя два процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е. чтение стихотворения наизусть.  Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение, прочувствует его. При заучивании с детьми стихов перед родителями должны вставать две задачи:

  • Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворение в памяти.
  • Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно.  Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, т.к. он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительное чтение.

Не стоит забывать о том, что:

  1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения, появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение.
  2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворения заучиваются целиком.
  3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на первый день заучивания. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять при подходящих обстоятельствах.
  4. В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности, их склонности и вкусы. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песни. Застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
  5. Перед заучиванием стихотворения проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. После беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать ребенка от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. Пауза после чтения родителя дает возможность пережить минуту эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их прослушать. Вопросы лучше сформулировать так, чтобы ребенок мог отвечать словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:

  • Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).
  • Досказывание ребенком рифмующего слова.
  • Чтение по ролям.
  • Драматизация с игрушками.
  • Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского).

На формирование выразительности направлены следующие приемы:

  • Образец выразительного чтения.
  • Пример выразительного чтения ребенка.
  • Оценка чтения.
  • Подсказ нужной интонации.

Но не стоит забывать, заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию перед ними не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. При заучивании стихов ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Методика заучивания стихотворений

Задачи  при заучивании стихотворений•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;•Обеспечить запоминание;•Научить выразит...

Методика заучивания стихотворений

методика заучивания стихотворений...

Методика заучивания стихотворений

ЗНАЧЕНИЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА•Эффективное средство умственного и эстетического воспитания;•Важное средство овладения выразительной речью;•Поэтичность обеспечивает эмоци...

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

Современная программа «Детство»  в соответствии с ФГОС предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями в образовательных ситуациях  и вне их (во время игр, театрализованн...

Методика заучивания стихотворений

методические рекомендации для педагогов ДОУ...

Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками».

Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками»....