Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками».
консультация по развитию речи

Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Методика заучивания стихотворений с дошкольниками».

Цель: Познакомить воспитателей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие памяти

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко

запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью.

Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста.

   В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

  Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых видны образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия). На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?).

Вопрос к слушателям: «Уважаемые педагоги, как вы думаете, для чего нужна установка на запоминание? Предложите варианты мотивации». 

Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы.

     Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

      В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

     Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Вопрос к слушателям: «Скажите, пожалуйста, что влияет на запоминание и воспроизведение стихотворного текста»? Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала; содержание и форма поэтического текста; существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов; качество художественного исполнения их взрослыми.

Требования к отбору поэтических произведений.

     Понятно, что влияние на личность ребенка должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны быть определенные требования.

Вопрос к слушателям: «Давайте вспомним требования к поэтическим произведения?» (Педагоги обсуждают и озвучивают требования, которые используют в работе с дошкольниками)

Требования к поэтическим произведениям:

  • простота и четкость ритма;
  • краткость самого стишка и отдельных строк;
  • простота и ясность знакомых детям образов;
  • при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;
  • разнообразие видов поэзии.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

   В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка»,  Е. Благинина «Огонек», Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

   Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.

Вопрос к слушателям: «Какой игровой прием можно использовать, читая стихотворение А. Барто «Флажок»?» Например, воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате.

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

«Какой игровой прием можно использовать при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка»?» Например, дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

    В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

   Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч»; Е.Серова «Одуванчик», и др.).

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!

Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое,
воздушное,
Ветерку послушное.  

Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную форму.

   Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажем это на примере стихотворения :

Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…».

Текст стихотворения — картинка (зрительная опора)

Слышит мишка косолапый (медвежонок).

Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность запоминания.

Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Методика заучивания усложняется, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.

    Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

   Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.

  В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).

   В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

     

Методика заучивания поэтических произведений в ДОУ.

      Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1.Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2.Учить детей читать стихи выразительно.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

   1. Не рекомендуется заучивать стихи хором.

Вопрос к слушателям: «Как вы думаете, почему?» так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

   2.Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

   3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии, для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.

   4.В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

  5.В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.

  6.Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

1.Создать эмоциональный настрой. Вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения.

2.Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта.

3.Выразительное чтение педагогом без установки на запоминание. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Выразительное чтение стихотворения воспитателем способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.

4.Анализ стихотворения (беседа о стихотворении). Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Словарная работа.

5.Повторное чтение с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.

6.Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

7. Выразительное чтение детьми или воспитателем. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

   В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

   Выученные стихи без повторения забываются, поэтому необходимо время от времени (примерно один раз в месяц) проводить занятие на повторение ранее выученных стихотворений. На таких занятиях надо чаще вызывать детей, которые медленнее других запоминают стихи.

Приемы по заучиванию стихов и формированию выразительности.

    Ведущая роль в обучении выразительному чтению принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребёнок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем ребёнок должен насладиться услышанным, избегайте излишне подробного анализа. Чтение должно быть эмоциональным, ничем не украшенный, обнажённый голос воспринимается хуже.

   В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

   Обучение выразительному чтению стихотворений у дошкольников - это игра в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами? Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании.

     Какие же поэтические литературные жанры популярны в этом возрасте? Это скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». И вот они то очень эффективно способствуют развитию навыков выразительного чтения. Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения при знакомстве со стихотворениями о природе, юмористическими стихотворениями, стихотворениями в которых доминирует диалог. Стихи о животных позволят вам научить ребёнка имитировать их голоса, здесь как нельзя кстати, могут подойти басни.

Следует иметь в виду, что для детей 5-6 лет не только усложняется содержание и увеличивается объём стихотворения, но значительно повышаются требования к манере исполнения. Детей учат декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев.

     Перед началом знакомства с тем или иным поэтическим произведением, в «центр книги» или мини-библиотеку нужно разместить книгу или сборник с этим стихотворением или стихотворениями, а перед заучиванием или чтением обязательно рассмотреть иллюстративный материал к ним, в связи с преобладанием наглядно-образной памяти.

     Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению, а также аудиозаписей чтения этого стихотворения или автором, или актёром.

    Способствует запоминанию текста и выразительному его прочтению, поставленная перед ребёнком цель. С большим интересом ребята учат стихи на детские утренники, чтобы выступать перед родителями или перед ребятами в группе, на различные конкурсы чтецов, проходящие в детском саду или на других площадках, нравится им делать видео записи и на дистанционные конкурсы.

     Образец выразительного рассказывания стихотворения даёт взрослый (как основной приём).

     

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

  1. Игровые;

Вопрос к слушателям: «Какой игровой прием можно использовать по стихотворению А. Барто «Мячик»? (читается и обыгрывается с куклой и мячиком).

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

2.Досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме.

3.Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

4. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку.

5.Воспроизведение игровых стихов методом игры. Вопрос к слушателям: «Приведите пример стихотворного текста». («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).

6.Использование схем и мнемотаблиц

А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили. (Наша Таня громко плачет)

Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:

1.Взрослый выразительно читает стихотворение.

2.Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Памятки для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"

Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2

Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Консультация для педагогов «Методика заучивания стихов с дошкольниками»

Конспект консультации для  педагогов  на тему«Методика заучивания стихов с дошкольниками»...