Мнемотехника в развитии речи дошкольника
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Кулакова Валентина Викторовна

Уважаемые педагоги и родители!

В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного  развития. Дошкольникам слабо дается построение описательных рассказов. Они с трудом составляют рассказы не только по сериям сюжетных картин, но даже по одиночным картинам. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, Дети практически не применяют сравнительные обороты. Их речь не окрашена эмоционально. Большой труд для детей представляет пересказ произведения. У них бедный лексический запас. Грамматический строй речи у дошкольника плохо сформирован.

Традиционные методы развития речи у ребенка не всегда дает желательных результатов.  Педагоги  и родители решая данные проблемы, на ряду с традиционными, используют и нетрадиционные методики по речевому развитию.

Одной из таких  нетрадиционных методик  является мнемотехника (мнемоника)

Википедия дает понятие, что Мнемо́ника (др.греч. Μνημονικόν) — это искусство запоминания, а Мнемоте́хника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Речевое развитие ребенка с применением основ мнемотехники, как и любая работа, строится от простого к сложному.       

Основными приёмами мнемотехники, используемыми для развития у детей связной речи, являются мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

Мнемотаблица — это схема, в которой  в каждом квадрате находится изображение, придуманное для запоминания определенной информации.

Мнемотаблицы  и мнемодорожки особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что стихотворение зарисовывается схематически. Это добивается тем, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается свое изображение. Таким образом ребенок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком.

Методика применения Мнемотехники основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы. Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного образа мозг воспроизводит все ранее соединённые цепочки образов.

Одновременно с этим применение мнемотехники решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов — памяти,

внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение

Как можно применить принципы мнемотехники с ребенком? Все очень просто. Попробуйте, вместе с ребенком, нарисовать схемы-рисунки о том, как прошел его день. Периодически, вместе с ребенком, составляйте рассказы по картинкам. Добивайтесь, что бы ребенок сам составлял рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

 Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

Советы педагогам:

1. Занятия должны быть регулярными. Лучше использовать время после отдыха.

2. Постарайтесь настроить ребенка на занятие, т.е. вызвать желание заниматься. Обучение лучше всего проводить в игровой форме.

3.Время занятий зависит от возраста ребенка. Для детей 3-4лет время занятий не должно превышать 15 минут, 5-6 лет занимаются не более 20 минут, дети 6-7 лет занимаются не более 30 минут   

4. Во время занятий необходима спокойная деловая обстановка, и отсутствие отвлекающих факторов.

 5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните

предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять

ранее полученные навыки.

6.  Чаще  хвалите  ребенка,  формируйте  у  него  уверенность  в  своих  силах,  создавайте

ситуацию успеха.

Мнемотехника самый эффективный прием, который значительно сокращает время обучения и заучивания информации. Он очень актуален в системе речевого развития ребенка и хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми.

Я как человек, постоянно использующий мнемотехнику в процессе развития дошкольников, советую использовать этот  эффективный метод.

Далее я привожу пример мнемотаблицы, стихотворения Кораблик (А.Барто). Все предлагаемые мною мнемотаблицы составлены на стихотворения, рекомендованные для детей 3-4 лет в соответствии с  требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги и родители!

В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного  развития. Дошкольникам слабо дается построение описательных рассказов. Они с трудом составляют рассказы не только по сериям сюжетных картин, но даже по одиночным картинам. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, Дети практически не применяют сравнительные обороты. Их речь не окрашена эмоционально. Большой труд для детей представляет пересказ произведения. У них бедный лексический запас. Грамматический строй речи у дошкольника плохо сформирован.

Традиционные методы развития речи у ребенка не всегда дает желательных результатов.  Педагоги  и родители решая данные проблемы, на ряду с традиционными, используют и нетрадиционные методики по речевому развитию.

Одной из таких  нетрадиционных методик  является мнемотехника (мнемоника) 

Википедия дает понятие, что Мнемо́ника (др.-греч. Μνημονικόν) — это искусство запоминания, а Мнемоте́хника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Речевое развитие ребенка с применением основ мнемотехники, как и любая работа, строится от простого к сложному.        

Основными приёмами мнемотехники, используемыми для развития у детей связной речи, являются мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

Мнемотаблица — это схема, в которой  в каждом квадрате находится изображение, придуманное для запоминания определенной информации.

Мнемотаблицы  и мнемодорожки особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что стихотворение зарисовывается схематически. Это добивается тем, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается свое изображение. Таким образом ребенок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком.

Методика применения Мнемотехники основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы. Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного образа мозг воспроизводит все ранее соединённые цепочки образов.

Одновременно с этим применение мнемотехники решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов — памяти,

внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение

Как можно применить принципы мнемотехники с ребенком? Все очень просто. Попробуйте, вместе с ребенком, нарисовать схемы-рисунки о том, как прошел его день. Периодически, вместе с ребенком, составляйте рассказы по картинкам. Добивайтесь, что бы ребенок сам составлял рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

 Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

Советы педагогам:

1. Занятия должны быть регулярными. Лучше использовать время после отдыха.

2. Постарайтесь настроить ребенка на занятие, т.е. вызвать желание заниматься. Обучение лучше всего проводить в игровой форме.

3.Время занятий зависит от возраста ребенка. Для детей 3-4лет время занятий не должно превышать 15 минут, 5-6 лет занимаются не более 20 минут, дети 6-7 лет занимаются не более 30 минут  

4. Во время занятий необходима спокойная деловая обстановка, и отсутствие отвлекающих факторов.

 5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните

предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять

ранее полученные навыки.

6.  Чаще  хвалите  ребенка,  формируйте  у  него  уверенность  в  своих  силах,  создавайте

ситуацию успеха.

Мнемотехника самый эффективный прием, который значительно сокращает время обучения и заучивания информации. Он очень актуален в системе речевого развития ребенка и хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми.

Я как человек, постоянно использующий мнемотехнику в процессе развития дошкольников, советую использовать этот  эффективный метод.

Далее я привожу пример мнемотаблицы, стихотворения Кораблик (А.Барто). Все предлагаемые мною мнемотаблицы составлены на стихотворения, рекомендованные для детей 3-4 лет в соответствии с  требованиями ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...