Главные вкладки

    Играем с детьми в театр "Практический материал по изучению игр и упражнений"
    картотека (старшая группа) на тему

    Саляхетдинова Олеся Викторовна

     

    Речевые игры и упражнения

    Скороговорки. Чистоговорки

    Загадки про сказки

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практический материал по изучению игр и упражнений

    Речевые игры и упражнения

    1. «Смешные стихи»

    Цель: развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

    Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

    «На болоте стоит пень,

    Шевелиться ему лень.

    Шея не ворочается.

    А посмеяться хочется!»

     

    « -Был сапожник? - Был!

    - Шил сапожник? – Шил!

    - Для кого сапожки?

    - Для соседской кошки!»

     

    «- Кошка, как тебя зовут?

    - Мяу!

    - Стережёшь ты мышку тут?

    - Мяу!

    - Мяу! Хочешь молока?

    - Мяу!

    - А в товарищи щенка?

    - Фрр!!!»

    2. «Эхо»                                                       

    Цель: менять интонационную окраску при чтении текста.

    Ход: «Мы бродили тёмным бором,

              Мы спросили дружно хором:

              - Дома ль бабушка Яга?

               Лес ответил нам:

               - Ага!»

    Текст повторяется, заменяется лишь наречие - как спросили? –  

    «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»                                            

    3. «Едем, едем на тележке» 

    Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

    Ход: «Едем, едем на тележке,

              Собирать в лесу орешки,

              Скрип, скрип, скрип,

              Скрип, скрип, скрип.

              Листья шуршат - ш-ш-ш,

              Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

              Белка на ветке

              Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

              Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

              Долго-долго ехали,

               Наконец, приехали!»

    4. «Весенние голоса»

    Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

    Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

    С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

    До краёв наполнил большую глубокую лужу

    («бульканье» низкими звуками).

    Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

    И дальше побежал («бульканье»)

    Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

    И букашки (з-з-з)

    Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

    И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

    Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

    Вот и пришла весна!»

     

    Скороговорки. Чистоговорки

    Цель: совершенствовать чистоту произношения.

       «Горячи кирпичи!

       Соскачи-ка с печи,

       Испеки-ка в печи,

       Из муки калачи!»                

          

    «Тары- бары, растабары,

    У Варвары куры стары!»

     

     «Сеня вёз воз сена»

    «Палкой Саша шишки сшиб».

     «Орёл на горе, перо на орле».

     

    «Жужжит над жимолостью жук,

    Зелёный на жуке кожух»

    «Пёс лису учуять смог-
    Сразу подал голосок.
    Унеслась лиса в лесок-
    Сала дали псу кусок»

    «Дружит Рома с носорогом.
    Носорог тот - недотрога.
    Не дает потрогать рог
    Недотрога-носорог»

    «Посмотрите на Иринку.
    Ест иринка мандаринку.
    Съест Иринка мандаринку-
    Бросит корочки в корзинку.

    Мыла Мила мылом пол,
    Половину не домыла.
    Мила мыло уронила,
    И вторую половину
    Мила вымыла без мыла!»

    Мышки
    Пляшут мышки-шалунишки,                      «Горячи кирпичи!
    Кто на чашке, кто на крышке.                     Соскочи-ка с печи,
    Тише, тише, тише, мышки,                          Испеки-ка в печи
    Не мешайте спать братишке.                       Из муки калачи!


    Загадки

    Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?

    Семеро козлят

    В детстве все над ним смеялись,
    Оттолкнуть его старались:
    Ведь никто не знал, что он
    Белым лебедем рожден.

    Гадкий утенок

    Покупала самовар,
    А спасал ее комар.

    муха-Цокотуха

    Была она артисткой
    Прекрасной, как звезда,
    От злого Карабаса
    Сбежала навсегда.

    Мальвина

    Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.

    Емеля

    И зайчонок, и волчица -
    Все бегут к нему лечиться.

    доктор Айболит

    В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.

    Красная шапочка

    Наряд мой пестрый,
    Колпак мой острый,
    Мои шутки и смех
    Веселят всех.

    Петрушка

    Всех важней она в загадке,
    Хоть и в погребе жила:
    Репку вытащить из грядки
    Деду с бабкой помогла.

    Мышка

    Вот совсем нетрудный,
    Коротенький вопрос:
    Кто в чернилку сунул
    Деревянный нос?

    Буратино

    Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет бедняжка!

    Снегурочка

    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор…

    Айболит

    Из муки он был печен,
    На сметане был мешен.
    На окошке он студился,
    По дорожке он катился.
    Был он весел, был он смел
    И в пути он песню пел.
    Съесть его хотел зайчишка,
    Серый волк и бурый мишка.
    А когда малыш в лесу
    Встретил рыжую лису,
    От нее уйти не смог.
    Что за сказка?

    Колобок

    Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек — копытца.
    Трое их — и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?

    Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

    Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?

    Три медведя

    Родилась у мамы дочка
    Из прекрасного цветочка.
    Хороша, малютка просто!
    С дюйм была малышка ростом.
    Если сказку вы читали,
    Знаете, как дочку звали.

    Дюймовочка

    Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали?

      Репка

    Они везде вдвоём всегда,
    Зверята — «неразлейвода»:
    Он и его пушистый друг,
    Шутник, медведик Винни-Пух.
    И если это не секрет,
    Скорее дайте мне ответ:
    Кто этот милый толстячок?
    Сын мамы-хрюшки — ...

    Пятачок

    В ступе летает,
    Следы заметает.
    Без чудес старушке
    Скучно жить в избушке.
    (Баба Яга.)

    Нашла Мышка-норушка,
    Жили вместе с  Лягушкой-квакушкой
    И прочей звериной компанией.
    Скажите мне дома название.
    Теремок

    Повыше кошки рост,
    Живет в норе, в лесу.
    Пушистый рыжий хвост,
    Все знаем мы...
    Лису

    Среди всех лесных зверей
    Известна хитростью своей,
    Еще ловкостью и красотой.
    А зовут ее … ЛИСОЙ.

    В лесу живет и в сказках,
    Характер ее знаем мы  в красках.
    Столь хитрая и умная она,
    Что побеждает всех почти всегда.
    Рыжая шерсть и лапки короткие.
    Поступки ее столь яркие, ловкие.
    Мы разгадаем быстро секрет,
    Хитрее ее, на свете уж нет!

    Лиса

    Может скушать целый полк,
    Злой, голодный серый…Волк

    Что за дикий, страшный зверь,
    Никогда ему не верь.
    Быстро прыгает, кусает,
    Каждый точно его знает.
    Серый, по лесу бежит,
    За добычей поспешит.
    Знает он в охоте толк,              Кто в лесу огромней всех?
    Отвечаем, это…ВОЛК!               Кто богатый носит мех? (Медведь)

                                                         

    Загадки про сказки

    Как-то раз в лесу густом
    Вырос домик под … 
    (кустом).
    Рада мышка-поскребушка
    И зелёная … 
    (лягушка).

    Рад и побегайчик,
    Длинноухий … 
    (зайчик).

    Ничего, что ростом мал
    Меховой домишко, –
    И кабан туда попал,
    И лиса, и … 
    (мишка).
    Всем хватило места в нём.
    Вот какой чудесный … 
    (дом).

    Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
    Это сказка «…»

    ("Рукавичка".)

     

    Жили-были семь ребят –

    Белых маленьких ... (козлят).

    Мама их любила,

    Молочком ...  (поила).

     

    Тут зубами щёлк да щёлк,

    Появился серый ...  (волк).

    Шкуру белую надел,

    Нежным голосом ...  (запел).

    Как коза запел тот зверь:

    – Отоприте, детки, ...  (дверь).

    Ваша матушка пришла,

    Молочка вам ...  (принесла).

     

    Мы ответим без подсказки,

    Кто сумел спасти ребят.

    Это знаем мы из сказки:

    "...  и  ...........  ........".

    ("Волк и семеро козлят".)

     

    Маша в коробе сидит,

    Далеко она ...  (глядит).

    Кто несёт её ответь,

    Быстрыми шагами?

    А несёт её ...  (медведь)

    Вместе с ...  (пирогами).

     

    Путь не близкий,

    Дальний путь.

    Хочет Миша ...  (отдохнуть).

    На пенёк присесть

    И румяный пирожок

    По дороге ...  (съесть).

     

    Провела его малышка,

    Будет он умнее впредь.

    Вот у нас такая книжка,

    Это – "...  и  ...".

    ("Маша и Медведь.")

     

    Га-га-га - зелёным лугом

    Ходят птицы ...  (друг за другом).

    Плещет синяя река,

    Солнышко садится:

    "Не спеши нас есть пока,

    Рыжая ... (лисица).

    Съешь нас после, съешь потом,

    Дай мы песенку ...  (споём)".

    Ах, как песенка долга,

    Слышно только: ...  (га-га-га).

    Ждёт лисица много лет,

    А конца у песни ...  (нет).

    Вот так птицы у бабуси

    В сказке той "...  и  ...".

    ("Лиса и гуси".)

     

    Чашки три и три постели,

    Стульев тоже три, смотри,

    И жильцов здесь в самом деле

    Проживает ровно ...  (три).

    Как увидишь, сразу ясно:

    В гости к ним ходить ...  (опасно).

    Убегай скорей, сестричка,

    Из окна лети, как ...  (птичка).

    Убежала! Молодец!

    Значит, сказке всей ...  (конец).

    По слогам читает Федя:

    Это сказка "...  ............".

    ("Три медведя".)

     

    Кто любил играть и петь?

    Два мышонка – Круть и ...  (Верть).

    Кто мышат с утра будил?

    Кто на мельницу ...  (ходил)?

    Намелил муки мешок?

    Это – Петя-...  ( петушок).

    Пирогов напёк он много

    И спросил друзей от строго:

    – Что вы делали, мышата,

    От рассвета до ...  (заката)?

    Веселились целый день,

    Вам работать было ... (лень)!

    А теперь за стол садитесь.

    Подаёте голосок,

    Нет, сначала потрудитесь

    И прочтите "........".

    ("Колосок".)

     

    Из муки он был печён,

    На сметане был мешён.

    На окошке он студился,

    По дорожке он ...  (катился).

    Был он весел, был он смел

    И в пути он песню ...  (пел),

    Съесть хотел его Зайчишка,

    Серый волк и бурый ...  (Мишка).

    А когда малыш в лесу

    Встретил рыжую ...  (Лису),

    От неё уйти не смог.

    Что за сказка?

    "..............."!

    ("Колобок".)

     

    В огороде, возле хаты,

    Урожай растёт богатый.

    Там сидят на грядках густо

    Репа, свёкла и ...  (Капуста).

    И горят, как солнышки,

    Жёлтые ... (подсолнушки).

    Кто же там пыхтит на грядке?

    От кого же этот дед

    Убегает без ... (оглядки),

    А за ним и бабка вслед?

    Вышла внучка в огород:

    "Где тут страшный зверь ... (живёт)?"

    Заглянула под листочек,

    Видит - там лежит клубочек.

    Он в иголках серых сплошь,

    Кто же это? Это – ...  (ёж).

    Из краёв пришёл лесных

    Зверь колючий в сказку  "...".

    ("Пых".)

     

    Далеко на тёплом море

    Появился вдруг мальчишка –

    Деревянный, с длинным носом,

    Про него создали книжку.

     

    В книжке много приключений

    Тот мальчишка испытал,

    Золотой волшебный ключик

    Он, в конце концов, достал.

     

    Черепахою Тортилой

    Был подарен ключик сей,

    И ещё мальчишка встретил

    Добрых преданных друзей.

     

    Хоть пришлось ему несладко -

    Был повержен Карабас.

    Как та книжка называлась?

    Вы мне скажете сейчас?

    ("Золотой ключик, или Приключения Буратино")

     

    Среди цветочков
    в тени листочков
    жил-был мальчишка
    пяти лет с лишком.
    Весь день свой долгий
    летал на Пчёлке.
    Нектар цветочный
    любил он очень.
    А под луною
    порой ночною
    плясал он с Мошкой
    да бил в ладошки.
    Кто сей красавчик?
    Да...

    (Мальчик с пальчик.)
    (В.А. Жуковский, "Мальчик с пальчик".)


    В этой сказке нет порядка.
    По дороге без оглядки
    утварь из дому бежит,
    и бренчит, и дребезжит.
    Ах, собрались в путь куда
    стол, горшок, сковорода?
    Кто кричит им:  "Ой-ой!
    Воротитеся домой"?
    Кто за ними вдоль забора
    скачет? ...

    (Бабушка Федора.)
    Обещает их любить
    да от грязи всей отмыть.
    Плачет грязная посуда:
    – Ох, без чистки нам так худо!
    Но решают, так и быть,
    Бабку старую простить.
    Просят чистить их песочком,
    мыть бока им кипяточком.
    Станут чашечки опять
    словно солнышко сиять!
    (К.Чуковский, "Федорино горе".)

    В сказке лисонька плутовка
    Обманула зайку ловко,
    Из избушки выгнав прочь.
    Плакал зайка день и ночь.
    Но в беде ему помог
    Один смелый петушок.
    (Зайкина избушка)

    По тропе шагая бодро,
    Сами воду носят ведра.
    (По щучьему веленью)

    Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца!..
    (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет бедняжка!…
    (Снегурочка)

    Миша по лесу идёт,
    Короб на спине несёт – 
    Пироги для бабы с дедом
    Внучка Маша напекла-
    Несговорчивого Мишу
    Вокруг пальца обвела!
    (Маша и медведь)

    Что за гостья в дом пришла 
    К трём лесным медведям?
    Там поела, попила,
    В трёх кроватях поспала,
    А хозяева вернулись – 
    Еле ноги унесла!
    (Три медведя)

    Не послушался братишка
    Старшую сестрицу
    И попил из лужицы
    Мутную водицу.
    Много горя принесла
    Им нечистая вода.
    (Сестрица Алёнушка и 
    братец Иванушка)

    Бабушка за дедушку
    Ухватилась крепко:
    «Ох, никак не вытянуть,
    Помогите, детки!»
    Добрые помощники
    Скоро набегут,
    Победит упрямицу                              Нравом зол, цветом сер,
    Общий, дружный труд.                       Семерых козлят он съел.
    (Репка)                                                   (Волк и семеро козлят)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для родителей :"Как играть с детьми в развивающие игры"(математика,логика)

    Это материал для самостоятельной работы родителей с детьми   4х лет,которые переходят в среднюю группу В младшей группе эти дети занимались по программе "Развивающие игры с математическим содержа...

    материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

    материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

    материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

    материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

    Практическое применение художественно-познавательного материала для изучения математики на основе любимых детьми персонажей сказок и мультфильмов в программе «Математические ступеньки 4-5 лет (средняя группа)»

    Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание,...

    Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

    Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

    Подвижные игры с детьми дошкольного возраста в семье. Игры и игровые упражнения.

    Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста в семье...

    Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

    Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...