Главные вкладки

    Пальчиковый массаж как средство развития речи
    консультация ( группа) на тему

    Пальчиковый массаж как средство развития речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovyy_massazh_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey.docx21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

    Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

    Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

    Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

    Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

    Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

    Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

    Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

    1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

    Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

    Дети любят всех зверей: (большой палец)

    Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

    Пеликанов, журавлей, (средний палец)

    Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

    Голубей и глухарей (мизинец)

    Меняем руку

    И клестов, и снегирей (большой палец)

    Любят горного козла (указательный палец)

    Обезьянку и осла (средний палец)

    Дикобраза и ежа (безымянный палец)

    Черепаху и ужа (мизинец)

    2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

    Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

    По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

    А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

    3. Массаж (самомассаж) прижимающий

    Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

    Правая рука

    Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

    Да споткнулся по дороге (безымянный)

    «Видно очень мало сил (средний)

    Я на зиму накопил» (указательный)

    Так подумал и пошел (большой)

    Левая рука

    Он на поиск диких пчел (большой)

    Все медведи – сладкоежки (указательный)

    Любят есть медок без спешки (средний)

    А наевшись, без тревоги (безымянный)

    До весны сопят в берлоге (мизинец)

    4. Потягивание за кончики пальцев

    Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

    Тянут – тянут (мизинец)

    Бабка с дедкой (безымянный)

    Из земли (средний)

    Большую репку. (указательный)

    Вот пришла бы (большой)

    Наша внучка, (большой)

    Помогла б (указательный)

    Собака Жучка (средний)

    Где же кошка? (безымянный)

    Мышка-крошка? (мизинец)

    Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

    Вытянута репка!

    5. «Щелчки»

    Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

    Вариант 1

    На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

    Вариант 2

    Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

    Во дворе у брата

    Бегали котята.

    Испугались щелчка –

    Разбежались кто куда!

    6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

    Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

    Я катаю колобок,

    У него румяный бок,

    Круглый бок, румяный бок,

    Вот так чудо – колобок!

    7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

    Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    8. Самомассаж бусинками

    Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

    Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

    Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

    Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

    Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

    Смена руки

    Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

    Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

    Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

    Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

    9. Самомассаж шестигранными карандашами

    Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

    Покатаю я в руках карандаш немножко,

    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

    10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

    Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

    Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

    Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

    11. «Горошки»

    Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

    С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

    И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

    12. Самомассаж прищепками

    Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

    1-ый вариант

    Вот проснулся, встал гусенок,

    Пальцы щиплет он спросонок.

    Дай, хозяйка корма мне,

    Раньше, чем моей родне.

    2-ой вариант

    Кусается больно котенок – малыш.

    Он думает: это не палец, а мышь.

    Но я же играю с тобою, глупыш,

    А будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш! »

    13. Массаж четками

    Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

    Четки мы перебираем,

    Все на свете мы считаем.

    За день всходит только раз

    В синем небе солнца глаз.

    И гордится голова:

    У нее-то глаза два!

    Мы пускаем пузыри:

    Раз пузырь, и два, и три.

    Мы считаем дырки в сыре:

    Раз и два, и три, четыре.

    Будем пальчики считать:

    Раз, два, три, четыре, пять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи

    -  Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей.   - Связь пальцевой моторики и речевой функции    - Развитие тонких движений па...

    Презентация "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи"

    Информация  для воспитателей и родителей...

    Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

    В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

    Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

    Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; г...

    «Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

    Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

    Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

    Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....