Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»
материал ( группа) на тему

Подплетнева Марина Ивановна

Выступление на  городском  родительском  собрании «Читающая семья- читающая нация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_rod.sobranii.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №4 Теремок» города Новопавловска  

Выступление на  городском  родительском  собрании

«Читающая семья- читающая нация»

     

Воспитатель: Подплетнева  Марина  Ивановна

г.Новопавловск

Кировский район

Ставропольский край

2016г.

 

        Книжку с мамой я читала,

       А потом чуть-чуть устала,

        Я проснулась  мама  спит,

        Книжка рядышком лежит.

        Книжка называется

        «Спящая красавица».               Ю.Любимов

            В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Кто встретится на пути?»

           От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение мамы в дошкольном возрасте, рассматривая вместе с ней книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

             Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения .Мама и папа  через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

            Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решить конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.  Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии  прочитанного  с его собственной жизнью.

 Какие еще значимые аспекты развития ребенка затрагиваются в процессе совместного чтения?

-Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

-Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

         Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как  можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется  представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди –родители).

-Формирование ценностей.

        Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство,  сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

 

        Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители?  Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное?  Как часто родители сами читают детям?

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им в слух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и более позднем возрасте. Дошколята с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. 

          К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Но они не заменяют книгу. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность  внесения собственной индивидуальности.

            Но главным в совместном чтении является то, что эта важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения  к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей.

             Чтобы ребенок рос  психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и он его не делит ни с приготовление ужина, ни с разговором по телефону или просмотром программы новостей. И совместное чтение дает такую возможность. И это особое общение. Оно отличается от обычного тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать а повседневной жизни.

           С другой стороны это общение на темы, важные для самого ребенка.

 В современном мире меняется роль книги в жизни ребенка. Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации.

              Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

Хотя увеличился объём воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально-

нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком.

 Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера.

              И в заключении хочу отметить, что чтение книг мамами и папами  своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"

Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...

Положение о конкурсе на самую читающую семью «Папа, мама, я – читающая семья!»

     Самое главное в жизни человека – это семья. Большую часть времени ребенок находится с родителями. В современном мире проще включить ребенку мультфильмы, чем прочесть к...

Проект "Читающая семья - читающие дети"

В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Видео-ролик "Читающая мама, читающая семья"

О роли чтения в семье с ранеего возраста. К.И.Чуковский "Мойдодыр"...

Паспорт проекта на тему «Читающая семья – читающий ребёнок»

Паспорт проекта на тему«Читающая семья – читающий ребёнок»Ф.И.О.Мурко Елена Викторовна, воспитательавтора, название учебного заведениямуниципальное бюджетное дошкольное образовательн...

"Читающая семья - читающая Россия"

Проект совместно с родителями...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...