"Читающая семья - читающая Россия"
проект (старшая группа)

Волкова Тамара Валерьевна

Проект совместно с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchaya_semya_-_chitayushchaya_rossiya.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6- центр развития ребенка»

Проект «Читающая семья  - читающая Россия»

В старшей группе № 7

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Волкова Тамара Валерьевна

г. Сергиев Посад

2023 год

      «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет Божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

Актуальность и обоснование проекта

     Наблюдение за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор-он почти ни когда не выключается.

     Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» в Федеральных государственных требованиях направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг совместно с родителями. Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка. Проведённое нами в группе обследование показало, что дети плохо знают детскую художественную литературу, не умеют внимательно и выразительно слушать рассказы, сказки, стихотворения.

     Мы выбрали эту форму работы потому, что особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

     Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта : возрождение и развитие традиций семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй

Данная цель реализуется через следующие задачи проекта :

    1. Создание условий в детском саду для повышения роли литературы в развитии детей.

    2.  Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения.

     3. По средствам книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовки дошкольников к обучению грамоте.

     4. Популяризация традиций семейного чтения среди родителей дошкольников, повышение их заинтересованности в читательском развитии своего ребенка.

Тип проекта : комплексный.

Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный (март - май)

Ожидаемый результат.

  • Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе
  • Возрождение традиции домашнего чтения.
  • Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя
  • Продолжительность встреч с родителями 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.

Проект реализуется в три этапа.

Первый этап – подготовительный (март)

Составление перспективного плана работы проекта;

Подготовка к проведению мероприятий, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией реализации проекта.

Второй этап – основной (апрель)

     Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности:

  • Непосредственно-образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.

     Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

     Детям предлагаем широкий спектр игр: сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; - игры по прочитанным книгам : «Собери сказку», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?».

     В игре – драматизации, театрализованной игре драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Обыграли с детьми сказки: «Репка», «Теремок» .

     Ввели в традицию группы : утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно, дневные литературные чтения (ежедневно, книги на прокат).

     В мастерской создаём книги-самоделки.

     Создание «Книжкиной больницы» в группе помогает прививать детям бережное отношение к книге. В дальнейшем планируем предложить детям «лечить» не только книги из своей группы, но и помогать малышам.

     В работе с родителями используем такие формы работы как: наглядное информирование, практические консультации, анкетирование.

     Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагога. Учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. Для ребёнка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От участия родителей выигрывают все.

     Для решения поставленных задач и эффективной педагогической деятельности в группе необходимо создать обогащённую предметно – развивающую среду, которая включает центры деятельности и дополнена материалами.

     Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, чтобы чтение вошло в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что – то новое мы ввели традицию «Книжное дерево».

Традиция группы «Книжное дерево»

     Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного : задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и. т. д)

     ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ – ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Думаем , чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое. Хотим предложить подсказку по формированию этой привычки. Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. А поможет нам в этом наше «Книжное дерево».

     Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

- Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми

- Значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения

- Дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге

- Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.

     Успешная модель будет тогда, когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети и взрослые любят чтение за ту радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…

     В рамках реализации проекта «Читающая семья – читающая Россия» мы с детьми предлагаем Вам ввести традицию группы : «Книжное дерево».

          На нашем «книжном» дереве будут вырастать яблочки, которые вы будете приносить, прочитав ребёнку книгу. На яблочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т. е. высказать своё суждение о книге.     Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения.

     При реализации проекта «Читающая семья – читающая Россия» было выполнено:

- Проведены консультации для родителей.

- Созданы памятки для родителей.

- Создана фотовыставка «Мои любимые книги»

- Создана фотовыставка «Читаем всей семьей»

Третий этап – завершающий (май).

Презентация «Семейной рукописной книги»

Подведение итогов работы «Читающая семья – читающая Россия»

     В ходе реализации проекта на данном этапе удалось заинтересовать родителей, укрепить связи между педагогами и семьями воспитанников, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"

Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...

Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»

Выступление на  городском  родительском  собрании «Читающая семья- читающая нация»....

Положение о конкурсе на самую читающую семью «Папа, мама, я – читающая семья!»

     Самое главное в жизни человека – это семья. Большую часть времени ребенок находится с родителями. В современном мире проще включить ребенку мультфильмы, чем прочесть к...

Проект "Читающая семья - читающие дети"

В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Видео-ролик "Читающая мама, читающая семья"

О роли чтения в семье с ранеего возраста. К.И.Чуковский "Мойдодыр"...

Паспорт проекта на тему «Читающая семья – читающий ребёнок»

Паспорт проекта на тему«Читающая семья – читающий ребёнок»Ф.И.О.Мурко Елена Викторовна, воспитательавтора, название учебного заведениямуниципальное бюджетное дошкольное образовательн...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...