Паспорт проекта на тему «Читающая семья – читающий ребёнок»
проект (подготовительная группа)

Мурко Елена Викторовна

Паспорт проекта на тему

«Читающая семья – читающий ребёнок»

Ф.И.О.

Мурко Елена Викторовна, воспитатель

автора, название учебного заведения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования Тимашевского района

Адрес ДОО

Краснодарский край, Тимашевский район, ст.Медведовская, ул.Пушкина,1

Участники и исполнители проекта

Воспитатель – Мурко Елена Викторовна, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта

С 01.03.2023 по 30.03.2023

Актуальность

    Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.  

Цель проекта

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам через творческую, познавательную деятельность и творческие связи детского сада, библиотеки и семьи.

Задачи проекта

1. Формирование у детей интереса к книгам.

2.Создание информационно-педагогической поддержки мотивации семейного чтения (в частности, привлечь отцов к совместному чтению).

3.Выявление самой читающей семьи.

4.Создание книги с детьми в совместной деятельности в группе детского сада.

5.Создание интерактивного пособия (лэпбука) для совместной и индивидуальной работы с детьми.

Вид проекта

социально-значимый, творческий.

План проведения

1. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.

4. Оформление книжной выставки

5. Изготовление книжки-малышки

6. Составление конспектов тематических занятий.

7. Викторина «Взрослые и я - читающая семья»

8. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

9. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.

10. Организация плановых походов в библиотеку.

 

Ожидаемые результаты

- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;

- у родителей возрастет интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае;

- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;

- возрождение традиции домашнего чтения;

- обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;

- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

- Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Формы работы

- совместная деятельность педагогов с детьми

- совместная деятельность детей и родителей, социального партнера (библиотека)

Ресурсное обеспечение

проекта

-предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО;

- библиотека книг, энциклопедий

-оборудование для различных видов деятельности (двигательной, изобразительной и др.);

-иллюстративный материал и демонстрационный материал по теме проекта

-музыкальный ряд, используя Интернет-ресурсы;

-детская художественная литература;

 -картотеки пословиц, загадок

-цикл тематических бесед;

-подвижные, сюжетные игры

Этапы

реализации проекта:

1 этап - Подготовительный.

- Планирование деятельности

- Подборка книг для создания мобильной библиотеки

- Подбор наглядного материала для рассматривания и бесед

- Подбор литературы, методических рекомендаций.

- Подбор видео материала и презентаций для просмотра

- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (мобильная библиотека)

- Сбор информации по теме проекта.

- Проведение «Недели детской книги»

- Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

- Консультирование родителей по вопросам организации семейного чтения: «Что читать детям?», «Как читать детям?», «Где найти время для чтения книг?», «Как беседовать с детьми о книгах?» и т.д.

- Введение традиции «Книга напрокат»

- Открытие мини-музея «Моя любимая книга»

 

2 этап - Основной (практический)

 

- Знакомство с творчеством детских писателей

- Прослушивание аудиозаписей художественных произведений в исполнении мастеров слова

- Проведение игр «Книжкина больница», «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»

- Игры по прочитанным книгам: «Собери сказку», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?».

-  Викторина «Взрослые и я - читающая семья»

-  Квест «Спасаем книгу»

- Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома» , «Назови любимую книгу».

- Цикл бесед «Бережное хранение книг»

 

3 этап - Заключительный (итоговый)

 

- Сбор книг и оформление выставки «Книга, которую мне читают дома»

- Волонтерская деятельность «Читающая мама в группе»

- Подготовка буклетов для акции «Я рекомендую

почитать!»

- Лэпбук «В гостях у сказки»

- Акция - подарок для малышей «Книжка-малышка»

-  Арт-выставка семейных работ «Вместе с мамой книгу я пишу»

- Итоговый участие в районном конкурсе «Читающая мама - читающая страна»

- Презентация социально ­значимого проекта на

педагогическом часе в ДОУ

 

 

                           Отчет о проделанной работе

          Весь месяц март в подготовительной  группе реализовывался проект «Читающая семья – читающий ребёнок». Главной целью данного проекта было сформировать грамотного читателя, возродить традиции семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. При реализации проекта «Читающая семья – читающий ребёнок» решены все поставленные задачи.

          Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Мы решили к формированию уголка книги в нашей группе привлечь родителей. Попросили их принести любимые книги своих детей. В книжном уголке оформили выставку «Моя любимая книга» и провели в группе «День любимой книги». Каждый, кто хотел, рассказал о своих любимых героях.

       Чтобы привлечь внимание к проблеме детского нечтения мы оформили папку – передвижку «Семья и книга». Материалы выложили в холле группы. Для формирования навыка бережного обращения с книгами мы провели игрузанятие «Книжкина Больница». Каждому ребенку было предложено взять по одной книге в книжном уголке и посмотреть, не нуждается ли она в ремонте. На время все стали доктором Айболитом, определяли заболевание и, как говорят врачи, ставили «диагноз» больной книге. Все вылечили свои книги, но в уголке остались еще «больные». Детям было предложено взять их домой и при участии родителей помочь этим книгам.

       В уголке для родителей был вывешен примерный список литературы для чтения в подготовительной группе и 10 практических советов как вырастить книгочея.

     Родителей, которые обращались за консультацией по приобщению дошкольника к чтению, мы знакомили с литературой, которую использовали в работе. Консультация: «Что и как читать ребенку дома». Конкурс «Литературный калейдоскоп». Большинство родителей, участвующие в проекте, указали на актуальность темы, что полученная информация достаточно полезная. Для родителей группы мы провели семинар практикум «Учимся у книги». На нем родителям дошкольников было рассказано о пользе совместного чтения с ребенком и даны конкретные рекомендации как разучивать стихи, и что читать детям. Ребята старшего дошкольного возраста приготовили спектакль «Терем – теремок».

     Завершающим этапом нашей работы стала подготовка и проведение праздника «Мы – читающая семья!» Своеобразие ребенка как читателя заключается в следующем: дошкольник воспринимает литературу на слух, с опорой на иллюстрацию, чтобы слово и образ дополняли друг друга. Без помощи взрослого он не может приобщиться к опыту художественной литературы, который накоплен человечеством. Понимание детьми произведений, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога и родителя.

     Родители - полноправные участники образовательного процесса, общение с ними должно строиться на основе взаимодействия и сотрудничества. Формы взаимодействия ДОУ и семьи разнообразны, это позволяет педагогам выбрать оптимальные. Идет активный поиск новых форм и использование их в работе с родителями по приобщению дошкольника к чтению. В последнее время наметилась тенденция использования в этом направлении нетрадиционных форм сотрудничества. Мы в своей работе по приобщению дошкольников к чтению во время реализации проекта «Читающая семья – читающий ребёнок» использовали различные нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями: литературные праздники, развлечения, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, папки - передвижки, спектакль и другие. Воспитатели организовывали интересную целевую экскурсию, где знакомили детей с новыми книгами. Проведенные мероприятия способствовали сближению взрослых и детей. Наша работа по взаимодействию с родителями по приобщению детей к чтению и не прошла даром. Их интерес к этой проблеме заметно повысился. Надеемся, что это поможет им вырастить из ребенка грамотного читателя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"

Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...

Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»

Выступление на  городском  родительском  собрании «Читающая семья- читающая нация»....

Проект "Читающая семья - читающие дети"

В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Видео-ролик "Читающая мама, читающая семья"

О роли чтения в семье с ранеего возраста. К.И.Чуковский "Мойдодыр"...

"Читающая семья - читающая Россия"

Проект совместно с родителями...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...