Сценарий проведения клуба для родителей
консультация ( группа) на тему

Порохова Эльвира Геннадьевна

Сценарий проведения родительского клуба "Логопедическая школа" посвящен теме "Обучаем ребенка грамоте дома"  .План заседания : практикум "Как подготовить ребенка к школе, развивая фонематический слух, консультация "Типичные ошибки обучения чтению дома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_klub.docx29.47 КБ
Файл k_klubu_no2.pptx934.78 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание № 2  родительского клуба «Логопедическая школа»

Руководитель   - Порохова Эльвира Геннадьевна, учитель – логопед МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшет

Тема встречи: «Обучаем  ребенка грамоте дома»

Цель: Ознакомление родителей с понятием «фонематический слух» и его ролью в освоении детьми грамоты; обучение родителей играм на развитие у детей фонематических функций в повседневной жизни. Предотвращение типичных ошибок при  обучении  детей чтению дома.  

План заседания:

  1. Практикум  «Как подготовить ребенка к школе, развивая фонематический слух»
  2. Консультация «Типичные ошибки при обучении чтению детей в домашних условиях»

3. Презентация «Как правильно научить ребенка читать»

Оборудование: карточки с заданиями; цветные фломастеры, краски и 2 подставки с пластиковыми ячейками (по 4 шт.  в каждой), кисточки; слоговые таблицы.

Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена интересующей вас теме: Как подготовить ребенка к школе? Что такое фонематический слух и как его развить? Как научить ребенка читать и не допустить ошибок при этом?

1 вопрос.

Для начала давайте разберем одно понятия. Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

 Под этим понимают способность воспринимать в речевом потоке звуки речи, так называемые фонемы, различать их последовательность в словах. Эта способность обеспечивает понимание слов и их значений.

Эльконин Д.Б. определял фонематическое восприятие как «слышание» звуков в слове и умение производить анализ слова по звуковой форме при его внутреннем проговаривании. Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет, по мнению Эльконина это начинается со слуховой дифференциации звуков, сначала идет акустическое различение звуков, затем включается артикуляция. Если нет нарушения фонематического слуха у ребенка, то даже если еще пока ребенок не научился произносить все звуки, но он выделяет проблемный звук на слух и может его различать среди других.

Следовательно, фонематический слух нужен для освоения детьми грамоты, от его уровня развития зависит овладение навыками чтения и письма.

Среди младших школьников нередко встречаются те, кто затрудняются определить, из каких звуков состоит слово, сколько звуков, в какой последовательности они идут. Это соответственно приводит к ошибкам на письме. Работа по развития фонематического слуха у младших школьников затруднена, это связано с тем, что наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для его развития является 6-летний возраст. Вот именно поэтому, в работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется большое внимание развитию данной функции.

Условно работу по формированию фонематического слуха можно разделить на этапы:

  1. Узнавание, различение неречевых звуков («Узнай, какой предмет звучит?»), развитие слухового внимания (Сколько раз я хлопнула в ладоши?)
  2. Развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу (кошка-мошка, крыса-крыша, бочка-почка)
  3. Различение слогов и фонем (па-па-ба)
  4. Развитие звукового анализа

Элементарный (простой) анализ – это выделение звука на фоне слова (Есть ли звук  У в слове «кошка»?, Слышишь ли ты звук С в слове «сумка»?); выделение первого ударного гласного в слове (Аня, Ольга, Ира, утка); определение качественных характеристик звука (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Сложный анализ предполагает вычленение первого или последнего согласного в слове; определение места звука в слове; определение последовательности звуков в слове, их количество.

  1. Обучение детей слоговому анализу

Делить слова на слоги можно начать с обучения детей произносить слова так, когда мы кого- нибудь зовем (например игра «Позови слово домой»: длительно тянем слова-  мааааа-ма,  коооо-шка, муууу-ха), дети на слух должны понять на сколько частей можно разделить слово, в помощь можно подключить отстукивание слов по слогам ладошкой по столу, хлопки в ладоши.

Когда дети научатся различать гласные, то количество слогов можно определить по количеству гласных, что слышны в слове.

Предлагаю перейти к практической части и познакомиться с играми, которые я рекомендую вам проводить с детьми дома.

1 направление – игры на развитие слухового внимания

Поиграйте дома с ребенком, попросите сесть к вам спиной и отгадать, что за звук он услышит. Это может быть шуршание бумаги, разрывание бумаги пополам, переливание воды из стакана в стакан, помешивание ложечкой в стакане, стук барабана, звон погремушки или колокольчика и др.

Попросите ребенка закрыть глаза, а сами встаньте слева, потом справа, позади, впереди ребенка и позвоните в колокольчик. Ребенок должен определить,  где позвонили,  и назвать «слева», «справа», «спереди», «сзади», «сверху», «снизу». Только после этого ребенок открывает глаза. Также можно кому - нибудь из взрослых позвать ребенка по имени, когда у него закрыты глаза. Задача ребенка – узнать,  кто его позвал по имени.

2 направление – игры на развитие фонематического слуха

Игра «Повтори – не ошибись»:

взрослый называет ряд отдельных звуков, он должен их повторить ( АОИУ, ИАУЫ); называет слоговые ряды (са-са-са, са -са-за. Са-за-са-за), слоговые ряды разной ритмической структуры САСА – СА - СА (ПЕРВЫЕ 2 СЛОГА ВМЕСТЕ – ПАУЗА…СЛОГ-ПАУЗА..-СЛОГ)

Игра «Выдели первый звук»:  взрослый называет слова с ударным первым гласным (УДОЧКА, ОКУНЬ, АНЯ, ОЛЯ, ИРА, УТКА..), а ребенок должен выделить какой звук слышится первым и произнести его.

Игра «Услышь звук»: взрослый называет несколько звуков, среди которых он должен услышать заданный звук и хлопнуть в ладоши на этот звук

А: а у и м с а и п и р а и у и а

Игра «Назови слово»

Взрослый дает ребенку задание придумать слово на нужный звук в начале

А: Аня, аист, Америка.

Сейчас предлагаю вам рассмотреть основные понятия, употребляемые в процессе подготовки ребенка к обучению грамоте:

  1. Звук и буква. Слог. Слово, предложение
  2. Гласный и согласный звук
  3. Согласный твердый или мягкий, согласный звонкий или глухой.

Скажите чем отличается понятие звук и буква? (ответы родителей) Какие гласные звуки вы знаете? (ответы) Гласных звуков всего 6 (А О У И Ы Э), ЕСТЬ ЕЩЕ Я Ю У Ё ..-ЭТО ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ СОСТОЯТ ИЗ ДВУХ ЗВУКОВ. (я –ИЗ Й +А)

Какова роль гласных? (слогообразующая) Напоминаю правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.  Задание родителям: Предлагаю вам поупражняться в делении слов на слоги. У каждого из вас карточка из 5 слов с разным количеством слогов. Попробуйте самостоятельно сейчас разделить слова на слоги. (Родители упражняются в делении слов на слоги, затем проверяем правильность выполнения)

А вспомните, как вас самих в детстве учили делению, каким способом? Да, подставляем  ладонь к подбородку, сколько раз опускается нижняя челюсть вниз, столько и слогов. Мы в детском саду учим детей делить слова на слоги при помощи хлопков в ладоши, а также просим прошагать слово: шаг – это слог.

Далее разбираем остальные понятия.

  1. Ударение – падает только на гласные звуки.

Используем для постановки ударения прищепки: даю детям карточку со словом, ребенок читает ее сам или с помощью взрослого, определяем какой звук ударный и сверху над буквой ударного звука прицепляем прищепку, т.е. это ударение

  1. Место звука в слове – начало –середина –конец
  2. Звуковая схема слова – для ее составления используем 3 цвета: красным обозначаем гласные звуки, синим – согласные твердые, зеленым – согласные мягкие. Для составления звуковой схемы мы используем карандаши, кружки разноцветные, а самым интересным детям приемом является «раскрашивание» слова красками, т.е. мы составляем звуковую схемы слова при помощи красок.

Игра «Раскрась слово»

для этого мы берем контейнера пластиковые из подставок для киндер –яиц, разрезанные на нужное количество ячеек (от 3 до 5), воду и краски.

Задание родителям.

 Ваша задача составить схему двух слов : ВОЛК, ЛИСА. Перед вами 2 подставки по 4 контейнера с небольшим количеством воды в каждом. Называете  звуки по очереди,  определяете какой это звук, потом  соответствующей  краской  окрашиваем  воду в контейнере и так с каждым звуком.

  1. Схема предложения.

Каждое слово обозначаем чертой,  предлог обозначаем треугольником, заглавную букву в начале предложения показываем вертикальной чертой слева от первой полоски, конец предложения – точка.

Задание родителям :составить схему предложения: Кошка села на окошко.

Предлагаю вашему вниманию игры с детьми в домашних условиях и на природе для запоминания образа букв.

Игра «Буквы из всего»

- предложите ребенку выложить знакомые буквы из подручных средств: например, буквы из мозаики, можно из счетных палочек, из пуговиц, карандашей. Из круп (гороха, фасоли) можно выложить буквы на столе. Также попутно развивая моторику,  можно лепить буквы из пластилиновых жгутиков, выкладывать из веревочек и шнурочков.

Во дворе можно предложить ребенку написать буквы на песке палочкой, на снегу, выложить букву их сухих палочек и листьев, а также ориентируясь на зрительный образ буквы придумать про нее загадку , например, маленькая,  круглая, любит охать. А в лесу можно тоже увидеть букву, например, сучок на дереве похож на букву У, хвоинка на букву Л.

2 вопрос.

Переходим ко второму вопросу повестки заседания.

 Консультация «Типичные ошибки при обучении чтению детей в домашних условиях»

Ваши дети скоро пойдут в школу, и каждый родитель, конечно, желает того, чтобы обучение в школе шло  безболезненно и успешно. И перед вами стоит вопрос: Как же помочь своему ребенку? Так как перед школой ребенок должен накопить определенный багаж знаний, то родители начинают обучать детей чтению и письму дома, но тогда вам не следует забывать, что нередко вами могут быть допущены ошибки. Давайте остановимся на этих ошибках.  

  • Приступайте у обучению чтению в том случае, если устная речь ребенка достаточна развита. Если имеются дефекты звукопроизношения, в первую очередь нужно заняться их исправлением

  • Приступая  к обучению ребенка чтению,  не следует забывать, что в основе чтения лежит не буква, а звук, и большинство родителей путают понятия «звук»-«буква», показывают ребенку букву и называют ее «МЭ, хотя правильнее было хотя бы назвать «ЭМ», но детям нужно называть букву также как и звук -  «М», хотя бы на первых порах. Запомните правило: никаких призвуков гласных в назывании буквы не должно быть, только называем букву так же,  как и звучит ее звук.
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита
  • Имейте дома кубики с буквами или набор букв магнитной (разрезной) азбуки
  • Обучение проходит в игре, без принуждения

3 вопрос. Презентация (слайды) «Как обучать детей чтению»

Слайд 1 . Обучение чтению начинаем со знакомства с гласными буквами. Учим читать букву в строчке, в столбике. Обращаем внимание ребенка на то, как открывается рот при произношении того или иного звука, на то, что воздух на пути не встречает преграды, зубы разомкнуты.

Спросите,  на какой звук (букву) начинаются слова – названия картинок.

Поочередно сложив губы в немую артикуляцию, попросите ребенка угадать, какой звук (букву) вы назвали. Затем попросите найти ее в ряде других.

Слайд 2. Учим согласные.

При обучении чтению согласных делаем упор на запоминание звуков,а не букв. Например, при освоении буквы Б нужно говорить коротко /б/, а не /бэ/. Если вы будете учить буквы, то переход к чтению от /бэ/ к /б/ будет сложен.

Ничего страшного нет в том, что ребенок не знает правильные названия букв. Через некоторое время, когда уже он освоит чтение, он без труда выучит имена букв.

Предложите узнать букву наощупь, это может быть буква магнитной азбуки, буква, вырезанная из картона или наждачной бумаги.

Попросите вылепить букву из пластилина или слоить ее из палочек.

Выучив большую часть букв, можно переходить к чтению слогов.

 Слайд 3.

На этом этапе нужно выучить 6 гласных (а, о, у, ы, э, и) и минимум 10 согласных.

Учите слиянию букв в один слог так: показывая карандашом первую букву А и передвигая карандаш на вторую (у), предложите соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты не добежишь по дорожке до второй буквы»

Следите, чтоб ребенок не читал слог по отдельным буквам. Первую тянем, а вторую говорим коротко. И не забываем водить пальчиком по соединительной линии.

Сначала отрабатываем слоги типа Г+Г (ау, уа, иа)

Потом обратные слоги: Г + С (ам, оп)

Слайд 4.

Чтение прямого слога (С+Г) – самый ответственный момент. Не нужно чтоб чтение превратилось в механическое соединение, например М и А как будет вместе?. Напоминайте ребенку, что первую букву тянем МММММММММММММ, и, добежав до второй, прочитай ее так, чтобы дорожка не разорвалась..

Читаем слоги с гласными по столбцам (колонкам). Добивается послогового чтения, а не побуквенного.

Если ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными а, о, у, и, э, ы, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е, Ё, Ю, Я. Даем сведения о том. Что эти гласные делают согласные впереди стоящие мягкими.

Бе, ме, ве, бю, мю

Читаем многократно слоги, чтобы предупредить чтение по догадке.

Слайд 5. Читаем слова.

К чтению слов  лучше переходить, когда ребенок видит и сразу называет слог.

Сначала читаем слоги односложные, состоящие из  одного слога. Потом переходим к более сложным  словам из двух и трех слогов.

Ус-еж-яд

Рак-гол-шум

Ут-ро…пи-рог….

Му-зы-ка ..ря-би-на

Убедившись, что ребенок читает слова, можно переходить к чтению  несложных предложений.

Ма –ма пош-ла на ра-бо-ту.

Если не получается читать предложения, временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слова.

Слайд 6.

Игры. Сделайте 5 – 6 карточек. Напишите на каждой слово, которое обозначает игрушку, например: кот, лев, мишка, кукла. Попросите положить возле игрушек.

Читаете книжку, сделайте вид что устали, остановитесь и пусть ребенок прочитает пару слов или фраз.

Слайд 7

Как помочь в ситуации, когда ребенок забывает буквы, путает их с другими, пишет неправильно? Первоначально проверьте,  как ребенок ориентируется в пространстве, как он различает правую-левую руки, может ли назвать предметы слева от него, справа от него. Как показывает на себе части тела, например, правое ухо, левый глаз. Задание усложняется, если вы попросите ребенка показать правой рукой левое ухо и т.д.  Если ребенок пишет зеркально, то это как следствие несформированности данных понятий.

Существует много печатных изданий,  в которых предлагаются игры с буквами. Приобретайте их вашим детям. Можно выложить букву из бросового материала (как уже было предложено выше), можно предложить ребенку найти правильно написанную букву среди других, написанных  неправильно. Предложить обвести букву по образцу, по трафарету и раскрасить, писать букву по точкам и контурам. Здесь уже нет границ вашей фантазии, помогут любые варианты, лишь бы ребенок запомнил образ буквы.

Вопросы – ответы .

Ну а теперь пришло время вашим вопросам и ответам (идет обсуждение интересующих вопросов)

На сегодня наша встреча подошла к концу. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание родительского клуба « Логопедическая школа» 1. «Как подготовить ребенка к школе, развивая фонематический слух» 2. Консультация «Типичные ошибки при обучении чтению детей в домашних условиях» 3 . Презентация «Как правильно научить ребенка читать »

Слайд 2

Задание « Деление на слоги» Рука Ухо кот Семья коллекция

Слайд 3

Задание «Звуковая схема слова » Красный цвет – гласные звуки Синий цвет – твердые согласные Зеленый цвет – мягкие согласные Волк Лиса

Слайд 4

Задание «Составление схемы предложения» Слово обозначаем чертой, предлог – треугольником. Кошка села на окошко.

Слайд 5

Как обучать детей чтению Обучение чтению начинаем со знакомства с гласными буквами. Учим читать букву в строчке, в столбике. Обращаем внимание ребенка на то, как открывается рот при произношении того или иного звука, на то, что воздух на пути не встречает преграды, зубы разомкнуты. сначала гласные звуки и буквы А О У Ы Э И Затем гласные буквы Ё Е Ю Я

Слайд 6

аааааааааааааа Уууууууууууууууу АААААААААА УУУУУУУУУУУУ А У А У А У А У А У

Слайд 7

УЧИМ СОГЛАСНЫЕ При обучении чтению согласных делаем упор на запоминание звуков,а не букв. Например, при освоении буквы Б нужно говорить коротко /б/, а не /бэ/. Если вы будете учить буквы, то переход к чтению от /бэ/ к /б/ будет сложен. Ничего страшного нет в том, что ребенок не знает правильные названия букв. Через некоторое время, когда уже он освоит чтение, он без труда выучит имена букв.

Слайд 8

ЧИТАЕМ СЛОГИ А ___________У А___________м А_______П М__________А П_____А

Слайд 9

1. СЛОГИ С ГЛАСНЫМИ А О У Ы Э ОБРАЗУЮТ ТВЕРДЫЙ СЛОГ 2. СЛОГИ С ГЛАСНЫМИ И Ё Е Ю Я ОБРАЗУЮТ МЯГКИЙ СЛОГ

Слайд 10

ЧИТАЕМ СЛОВА СЛОВО = СЛОГ ЯД, УС, ЁЖ, РАК, КОТ, СУП, НОС. СЛОВА ИЗ 2Х СЛОГОВ УТ – РО, РО-ЗА, У-СЫ, А-НЯ, О-ЛЯ . СЛОВА ИЗ 3 Х СЛОГОВ МА-ШИ-НА, ДО-РО-ГА

Слайд 11

ЧИТАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ма - ма мы - ла ра - му .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения клуба с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и их родителями "Наш малыш"

Клуб "Наш малыш" проходит 2-3 раза в год, направлен на оптимизацию процесса адаптации к детскому саду и оптимизацию детско-родительских отношений. Пример проведения одного года....

Сценарий семейный клуба с родителями посвященного «Дню пожилых людей» в старшей с (ТНР) группе

    Под музыку входят дети в зал. Дети встают полукругом.      Гости - бабушки, дедушки.      Ведущая:Наша страна отмечала  День...

Сценарий проведения проведения клуба с родителями: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Сценарий проведения проведения клуба с родителями:«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»В сценарии используются стихи Пушкина о природе. Сценки из сказок Пушкина. Игра из скакой сказки отрыв...

Сценарии мероприятий клуба с родителями за 2016-2017 уч.года

Сценарии мероприятий клуба с родителями  за 2016-2017 уч.года...

Сценарий семейного клуба с родителями (законными представителями) "Целебная сила игры"

Сценарий поможет организовать совместное с родителями мероприятие по физическому развитию...

Сценарий №2 клуба для родителей совместно с детьми " Мы вместе " по теме: "Считай смекай отгадывай"

Заседание №2 клуба для родителей совместно с детьми " Мы вместе " по теме: "Считай смекай отгадывай"...