Консультация "Учите детей общаться"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Учите детей общаться.
Так устроено человеческое бытие, что, появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека; не научится ребенок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности.
Есть две формы общения. Одна – это общение непосредственное, не стесненное рамками деятельности, осуществляемое ребенком без каких-либо правил, нормативов и образцов. В большинстве случаев его можно рассматривать как особую, специфическую деятельность.
Есть и другой вид общения, которое осуществляется не непосредственно, а опосредованно ситуацией совместной деятельности ребенка и взрослого или ребенка и другого ребенка. Если первый вид общения носит непосредственный и часто непроизвольный характер, то второй можно назвать общением произвольным, опосредованным. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают характеризоваться уже не только непосредственно предметной ситуацией и ситуативными взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно понимаемыми задачами, правилами, требованиями.
Произвольные формы общения свойственны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Современным детям очень трудно договориться друг с другом, они испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности. Это сказывается на интеллектуальном и нравственном развитии (ребенок не может понять другого), на одностороннем восприятии взрослого и в конечном счете на психологической подготовленности детей к школе.
Какие же условия влияют на развитие произвольности в общении?
Условие первое – совместная с другими людьми деятельность ребенка. Для участия в коллективной деятельности ребенок должен овладеть соответствующими формами общения, которые возникают и развиваются в совместной с другими людьми деятельности.
Вторым условием развития произвольности в общении является организация такой совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими участниками. Дети дошкольного возраста по своим психологическим особенностям активно направлены на получение оценок, нуждаются в них, требуют оценок от взрослого. Прямая оценка со стороны взрослого зачастую неприемлема для детей дошкольного возраста, а косвенная оценка очень часто воспринимается ребенком не как оценка успешности деятельности, а как характеристика личностных свойств и качеств. Таким образом, при организации общения оценка обязательно нужна, но характер ее должен быть особым. Функцию такой оценки может
выполнить продукт, получаемый в совместной деятельности.
Третьим условием, способствующим развитию произвольности в общении, является овладение ребенком разными позициями в общении со взрослым и сверстниками в определенной логике и преемственности: ребенок «над» партнером – ребенок «подчинен» партнеру – ребенок «на равных» с партнером.
Взрослый воспринимается ребенком как образец для подражания, поэтому взаимоотношения, складывающиеся между взрослыми и детьми в дошкольном возрасте, имеют особенно важное значение. В том случае, когда ребенок положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит добровольное принятие позиции взрослого. В старшем дошкольном возрасте осознание своего поведения формируется в социальном взаимодействии со взрослым, где смысл и средства деятельности передаются ребенку в единстве. Взрослый дает ребенку возможность почувствовать и осознать себя, свое действие. Вне опоры на отношение взрослого ребенок не может знать, что и как он делает. Отношение взрослого к правилу превращает это правило в мотив собственных действий ребенка. Осознание и принятие правила делают поведение ребенка осознанным и произвольным.
В дошкольном возрасте при организации совместной деятельности ребенка со взрослым необходимы разные позиции взрослого: «под» ребенком, «над» ребенком, «на равных» с ребенком.
Четвертым условием формирования произвольности в общении детей является индивидуальная деятельность детей. В старшем дошкольном возрасте детям доступно осознание себя как субъекта коллективной деятельности и коллективных взаимоотношений. Быстрый темп развития самосознания происходит благодаря тому, что ребенок находит готовые представления, знания об окружающем мире в обобщенном виде: языке, науке.
В старшем дошкольном возрасте важно развивать такую мотивацию деятельности, которая обусловливает предпочтение детьми совместной формы ее организации. Это может быть:
объективная и субъективная необходимость партнера для достижения общей цели;
потребность в обществе сверстников и общении с ними;
потребность в положительных эмоциях;
адекватная самооценка;
высокий уровень развития навыков совместной деятельности.
Это факты, которые способствуют осознанию совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "как научить детей общаться"
Советы родителям по формированию адекватной самооценки, подборка игр позволяющих выявить самооценку ребенка, принципы общения, советы родителям замкнутых детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-176578-1358014510.png)
Консультация для родителей "Учим детей общаться"
Критерии оценки уровня общения детей. Игры , советы, рекомендации для общения с детьми разных типов поведения....
Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).
Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет воспитание звуковой культуры ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567408-1421605624.jpg)
Консультация для родителей "Учимся детей общаться и общаемся вместе с ними"
В данной консультации даны советы родителям о том, как общаться со своими детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/31/picture-1451995-1675170749.jpg)
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...