Сборник консультаций
материал для подготовки к егэ (гиа, группа) на тему

Панкрашкина Татьяна Викторовна

Сборник консультаций для родителей "В помощь семье будущего первоклассника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_konsultatsiy.docx154.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар

 «Детский сад общеразвивающего вида № 16»

Сборник консультаций для родителей

   « В помощь семье будущего первоклассника»

Педагог-психолог

Панкрашкина Татьяна Викторовна

http://murmanprg24.ucoz.ru/_nw/0/41501930.jpg

Консультация для родителей.

Тема № 1

«Готовность ребенка к школе»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения.)

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.)

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.) Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Большое значение имеет речевая готовность к школе:

- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

Тема № 2

 «Формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности»

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений, по владению основами наук. Ее формирование происходит на протяжении всей начальной школы. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:

- умение слушать и слушаться (произвольность);

- умение планировать и контролировать свои действия;

- высокий уровень активности и инициативности;

- самостоятельность в работе;

- умение оценивать правильность выполнения собственной работы.

Как понимаете задачи непростые. Но их необходимо успешно решать.

В формировании активности и самостоятельности важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решения проблемы. Необходимо хвалить ребенка за попытку действовать самостоятельно. При неверном решении, вы можете потом вместе это исправить. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения. Учите ребенка отстаивать свою точку зрения и вместе приходите к правильному решению. Главная задача родителей - приветствовать проявлением инициативы, хвалить ребенка. Возложите на него несложные, но постоянные обязанности по дому и поощряйте их выполнения.

Формирование умения планировать свои действия. Наиболее удобные для этого различные виды конструирования, лепка, аппликации. Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, если вы вносите поправки, необходимо посоветоваться с ребенком. Важно учить в этом возрасте проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть ошибки и исправлять их. Чаще обращайтесь за советом к воспитателям своих детей. Интересуйтесь у них, как ребенок выполняет задание, как ведет себя на занятиях, успевает ли выполнять задания, проявляет ли активность, насколько самостоятелен. А затем новостройки свою работу с ребенком так, чтобы помочь ему преодолеть затруднения.

Чтобы проблемы при поступлении в школу было меньше, учите дошкольников правильно организовать свое рабочее место (стол где он работает, место где находятся его игрушки). Приучайте содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать их, заправлять свою кровать. Если не обращать на это внимание, скорее всего в будущем вам будет трудно добиться, чтобы ваш первоклассник сам Консультация для родителей

Тема № 3

«Подготовка руки дошкольника к письму»

Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - это высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно. Часто приходится слышать жалобы родителей будущего первоклассника на то - что ребенок – левша и недостаточное развитие мелкой моторики этим и объясняется. Такое мнение ошибочно. Леворукость сама по себе не является показателем низкого уровня развития движений, а зависит от того, как часто приходится «тренировать свои пальчики, заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Уважаемые родители, используйте оставшееся до школы время для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движений.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.

  1. Пальчиковая гимнастика - это инсценировка рифмованных текстов при помощи пальцев рук. Каждое занятие по подготовке к письму целесообразно начинать с пальчиковых игр. Время проведения 3-5 минут.
  2.  Игры с крупой, бусинами, пуговицами, мелкими камешками. Оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Дети сортируют мелкие предметы, перекатываются между ладонями орехи, камешки. Выкладывают буквы, цифры, силуэты из семян, пуговиц и т. д. Дети охотно будут заниматься аппликации с использованием крупы и семян.
  3. Вырезания ножницами - один из необходимых навыков, которыми должен овладеть дошкольник. Необходимо приучать пальчики малыша правильно держать инструмент, которым должен овладеть дошкольник. Объяснять правила безопасного пользования им. Необходимо тренировать навыки резания по прямой, умению вырезать различные формы (круглые, квадратные, треугольные и т.д.).
  4. Рисование и раскрашивание. Не стоит ограничиваться каким-то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, карандашом, мелом требует различной степени нажима, что эффективно тренирует руку для дальнейшей работы. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контур, равномерно нанося нужный цвет.
  5. Работа с бумагой, оригами плетения, вышивание. Сегодня в магазинах есть огромное количество пособий, материалов для разного возраста, в том числе для дошкольников.
  6. Графические упражнения для развития глазомера, кисти рук, мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, дорисовывание фигур, рисование узоров непрерывным движением.

Необходимо отдельно отметить, что учить ребенка писать прописными буквами до школы не стоит. Можно работать с ребенком в тетради с разлиновкой. Полезные упражнения для овладения рабочей строкой. Ребенок рисует круги, квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку. Можно учить писать элементы букв: наклонную, прямую линию, полуовал, овал.

собирал портфель, убирал школьные принадлежности. Привычка выполнять эти действия отлично организуют ребенка.

Тесно связано с предыдущим и следующая задача - это формирование умения доводить начатое дело до конца. Речь идет в первую очередь о тех видах работ, которые требуют умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важным. К каким видам работы можно отнести штриховку, графический диктант. Не нагружайте ребёнка непосильным объемом работы. Постепенно увеличивайте количество, но следите за качеством.

Умение слушать и слышать, действовать по инструкции взрослого - необходимые условия для успешного обучения в школе. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши просьбы с первого раза.

Формирую и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения, навыки, вы сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления в школьную жизнь.

Тема № 4

 «Развитие фонематического слуха старшего дошкольника»

Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начинать обучение грамоте в семье и в каком возрасте это целесообразнее делать?

Зачастую родители приравнивают понятие «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем читать слоги и слова, забывая (или не зная) о том, что читающий - не всегда значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо шире, она подразумевает развитие у ребенка еще ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача родителей дошкольников формировать предпосылки к овладению грамотой, и начинать надо с развитие фонематического восприятия, то есть умение правильно слышать, выделять и различать звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

К моменту поступления ребенка нужно учить определить, с какого звука начинается слово, каким заканчивается; есть ли в слове данные звук и где он находится – в начале слова, в середине или конце; подбирать слова, начинающиеся на заданный звук или содержащие его; различать сходные по звучанию звуки (например, [з] - [с] - [ц], [б] - [п], [м] - [м'] и др.). Кроме этого, дошкольник должен уметь производить и простейший анализ слова на уровне определение в слове количество слогов, звуков и их последовательности.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе ошибкам на письме, таким как пропуск букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолевается с большим трудом, от них даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент закладывается в дошкольном детстве.

Игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха И умение производить простейший звуковой анализ слов, очень много. Их можно найти в литературе и придумать самим. Вот примеры заданий, которые вы можете предложить своему ребенку.

Задание 1. Предложите ребенку картинки, игрушки (любые предметы) и попросите назвать первый или последний звуки. Чтобы поддерживать интерес к таким занятием, можно предлагать ребенку доставать предметы из мешочка, коробки, выбирать на общем, искать по вашей инструкции. Впоследствии Вы можете просто называть слова и предлагать найти второй, третий и последний звуки.

Задание 2. Попросите ребенка выбрать из предложенных ему те картинки или предметы, в названии которых есть заданный звук. Определите, где звук «спрятался», в начале слова, в середине или в конце.

Задание 3. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит слова с заданным звуком. Усложнить задание можно, предложив ребенку самостоятельно называть слова (используйте для этого картинки игрушки или любые другие предметы) и искать звук.

Задание 4. Предложите ребенку угадать, чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть, например, звук [к], какая кличка у собаки, если в ней есть звук [у] и т. п.

Задание 5. Предложите ребенку отгадать загадку, выделить в слове отгадки первый и первый (или любой по счету) звук и подобрать новые слова с этим звуком.

Задание 6. Предложите ребенку угадать слово, которое вы загадали, по первому и последнему звуком. Начинать осваивать эту игру можно, опираясь на наглядность. Так, для малышей задания: «угадай слово: начинается на [а], заканчивается на [с]», предложите выбрать отгадку из двух или трех картинок автобус, автомобиль, автомат.

Задание 7. Предложите ребенку определить, какой звук повторяется чаще всех и подобрать другие слова с этим звуком:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

На горе Арарат зреет крупный виноград.

От топота копыт пыль по полю летит.

Задание 8. Предложите ребенку игру слова: вы называете слово, ребенок придумывает свое слово, которое начинается на последний звук вашего, вы продолжаете цепочку и т. д., например: стол, лампа, аист, топор, рак и т. д. Можно усложнить задание, предложил называть только животных, только растения и т. д.

Задание 9. Предложите ребенку такую игру: «Я буду повторять одно и тоже слово, а потом вдруг ошибусь, заменю его. Ты должен заметить и назвать слово в котором я ошиблась.»

Например:

- коса - коса - коза - коса - коса - коса;

- коробок - коробок - коробок - колобок - коробок - коробок;

- мишка - миска - мишка - мишка - мишка;

Задание 10. Предложите ребенку картинки с изображениями различных предметов. Затем произнесите какое-нибудь слово и попросите выбрать ту картинку, название которой начинается с того же звука. Например, вы говорите «молоко», ребенок показывает картинку «молоток», так как эти слова начинаются со звука [м].

Задание 11. Приготовьте картинки с изображениями предметов, предложите ребенку выделить в их названиях первые звуки и составить из них новые слово. Например, картинки - кукла, оса, топор; новое слово - кот. Более сложный вариант - вы не используете картинки, а просто называете слова.

Задание 12. Предложите ребенку записать несколько слов но не буквами кружками или квадратами сколько звуков в слове, столько и кружков квадратов. Так, например, слово шар изображается тремя кружками.

Задание 13. Предложите ребенку предметные картинки и схемы к ним в виде кружков или квадратов по числу звуков. Задача ребенка определить, какому рисунку соответствует каждой из схем. После того как ребенок научится достаточно уверенно выделяет звуки и определять их последовательность слова, можно знакомиться с буквами и начинать обучение чтению.

Тема № 5

«Зачем нужно развивать внимание»

Попробуем разобраться причинах этого явления, доставляющих столько хлопот ребенку и родителям. Чем выше уровень развития внимания - тем больше эффективность обучение в школе. Именно невнимательность является основной причиной неуспеваемости детей начальных классов.

Психологи различают внимание и внимательность.

Внимание - Направление спится среда точность психическое деятельности на каком ты объекте. Способность произвольному вниманию свойственно всем людям без исключения.

Внимательность - Сложившейся качества личности. Рассеянный школьник, как и другие дети, способен обратить внимание на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качествам. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижений.

Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушение мозговой деятельности.

Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, если ему не интересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояние постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становится жизненным стилем. Поэтому необходимо развивать у ребенка умение сосредотачиваться, чтобы предупредить невнимательность.

Существует достаточно много специальных упражнений, развивающих способность к сосредоточению, Концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться.

Например, если ребенок невнимателен при чтении и письме предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным) и попросите ребенка: «Зачеркни все буквы "т", а все буквы "д" обведи кружком». Потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущенных ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меня инструкцию. Постепенно количество ошибок будет уменьшаться.

Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Предложите ребенку в каждой фигурки в таблице поставить определенный значок, например квадрате - горизонтальную черточку, в кружке - вертикальную, в треугольник - точку и т.д.

Известные упражнения - отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, предоставленную в зрительном, наглядном виде, но пропускает то, что предъявляется на слух. Значит, необходимо развивать у такого ребенка слуховое внимание, учить его сосредотачиваться на своих слуховых ощущениях.

Попросить ребенка закрыть глаза и прислушиваться к окружающим звукам. А затем пусть он перечислит то что услышал (шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.). Или такое упражнение. Вы называете ребенку несколько имен в произвольном порядке. Каждая должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т. д. При этом отмечается для себя сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка - сказать, сколько раз прозвучала каждое имя.

Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то изменится: перестанете предметы, добавить с такой же, но другого цвета, что-то вы вовсе уберете. Попросите ребенка сказать, что изменилось. Полезно также сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд не различающихся в деталях. Главное - занимаетесь по немного каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.

Тема № 6

 «Развитие памяти старшего  дошкольника»

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:

1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;

2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.

Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).

Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.

Развивать память ребенка необходимо, постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. Заучивать с ребенком стихи следует после подробного содержательного анализа сюжета стихотворения, обсуждение значения тех или иных слов и возможности их замены.

Игры для развития памяти  детей

Мы ходили в зоопарк

 Эту игру можно проводить с группой детей.

 Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

 Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

 Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

 Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Вспомни, как было

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

 Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

 Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

 Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

 Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Тема № 7

 «Развитие мышления старшего дошкольников»

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов, в том числе и мышлению. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов. Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Таким образом, ведущим является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ - это процесс, расчленения целого  не части, а также установление  связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.

Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то,  что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.

Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот»: большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…

Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).

Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.

Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?

При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25 – 30 минут.

Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.

Тема № 8

«Как поддерживать у первоклассника желание учиться»

Мы взрослые и педагоги и родители хотим чтобы школьная жизнь ребенка было наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.

Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена смыслом. Вы, родители, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Знания детей первых классов в течение учебного года не оценивается в баллах. Прежде всего вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Поэтому вместо вопроса какую отметку ты сегодня получил спросите, что сегодня было самое интересное, чем вы занимались на уроке чтения, что веселого было на уроке физкультуры, какие игры вы играли, чем вас кормили сегодня в столовой, с кем ты подружился и т. д. Если дети не могут толково ответить не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное не раздражайтесь. То, что приветствовалось семьей, или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка это смена отношения к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь хорошо, а что же плохо. Поддержите его в этой трудной ситуации.

Если ребенок боится ошибиться? Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться, радость жизни, радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь, что-то не знать - это нормальное положение вещей. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи. Признайте за своим первоклассникам право на индивидуальность, право быть самим собой.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим. Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как учились когда-то вы. Никогда не ругайте его обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Положительно оценивайте ребенка, чтобы у вашего ребенка, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточно. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте  в ребенка, верьте в его учителя, чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание.

Нужно обязательно говорить слова любви и восхищения: «молодец», «хорошо», «удивительно», «гораздо лучше чем я ожидала», «лучше, чем все кого я знаю», «прекрасно», «грандиозно», «именно этого мы давно ждали», «это трогает меня до глубины души», «остроумно», «ты сегодня много сделал», «отлично», «уже лучше», «еще лучше, чем я мог подумать», «потрясающе», «прекрасное начало», «ты на верном пути», «здорово», «ты в этом разобрался», «я тобой горжусь», «я просто счастлив», «для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит», «с каждым днем у тебя получается все лучше и лучше», «научи меня делать так же», «я горжусь тем, что тебе это удалось» и т. д.

Помните, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком. Советуйтесь с ним не взирая на его возраст. Признайтесь сыну или дочери в ошибки, совершенные по отношению к нему или к ней. Извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты. Чаще ставьте себя на его место. Воздержитесь от употребления слов и выражений которые могут ранить ребенка. Пытаетесь устоять против детских слез, если уверены, что это каприз. Не стесняйтесь рассказывать случаи из детства, представляющий вас в невыгодном свете. Сохраняйте самообладание даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Тема № 9

«Семь секретов социального успеха»

Дети, пользующиеся популярностью, располагает к себе не только сверстников, но и учителей и других взрослых. В целом подобные дети получают в жизни больше положительного внимания со всех сторон, и неудивительно, что они растут уверенными в себе, целеустремленными, что в свою очередь положительно влияет на их школьную успеваемость. Чтобы повысить шансы ребенка на социальный успех, нужно прежде всего поддерживать с ним близкие и доверительные отношение. Вам следует постоянно подавать ему хороший пример социальных навыков. Постоянно ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе. Пусть ребенок видит, как вид взаимодействия с друзьями, и убеждается как высоко вы цените дружбу. Кроме того ребенку будет очень полезно получить от вас конкретные наставления и помощь в овладении социальными навыками. Познакомьте семью секретами социального успеха и вы выясните, чего не знал ваш ребенок. Затем выберите какой-то один социальный аспект поможет ребенку завести друзей и добиться социального признания, и объясните ему как пользоваться этим способом.

Секрет 1. Социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно. Юмор стимулирует развитие психологическое гибкости, спонтанность, умение справляться с неприятностями.

Секрет 2. Детей которые добиваются социального успеха окружающие ценят за то, что они всегда готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде. Популярные дети не только знают, что помогать другим очень важно, но постоянно это делают. Самые популярные и социально адаптированные дети, как правило, и самые щедрые, заботливые и чуткие. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос таким, постарайтесь заменить все источники отрицательного влияния на него положительными. Помогите ребенку осознать, что маленькие добрые дела и проявления заботы глобально изменить его жизнь и жизнь окружающих. Не жалейте времени на то, чтобы ежедневно поощрять ребенка, быть заботливым, чутким, сострадательным, и вы поспособствуете его эмоциональному и социальному развитию.

Секрет 3. Социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников. Детей, которые умеют наладить отношения со сверстниками при первой же встречи, шансы со временем добиться популярности гораздо выше, чем шансы быть отвергнутыми. А вот дети, которые ведут себя пассивно и просто смотрят, держась в сторонке, как играют другие, как правило, не получают приглашение присоединиться к компании. Чтобы ребенка приняли в новую группу детей необходимо быть активным, как можно скорее проявить инициативу, чтобы поскорее влиться самому в компанию. Чтобы ребенку было легче влиться в незнакомую компанию, необходимо выбрать самого приветливого и  дружелюбного из компании и обращаться с вопросом именно к нему. Помогите ребенку выработать дружелюбную манеру держаться. Объясните вашему ребенку что поиски подходящей компании требует терпения.

Секрет 4. Социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации. Детям можно и нужно преподать навыки социальных компромиссов, точно так же как и все прочие социальные навыки. От взрослого требуется убедительно объяснить ребенку, как научиться по-новому воспринимать любой конфликт, менять точку зрения на ситуацию.

Секрет № 5. Социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих. Полезно проигрывать с ребенком этюды  без слов ( средствами мимики и жестов) на злободневные темы.

Секрет № 6. Социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы. Дети, пользующиеся социальным успехом,  как правило, лучше умеют начинать и поддерживать беседу, чем их сверстники. Такие дети более открыто и охотно говорят о своих чувствах, проявляют больше интереса к словам и мнению других и лучше умеют вести разговор, построенный на взаимных уступках.

Секрет № 7. Научите ребенка различным лидерским навыкам. Конечно, родителям понятно, когда их ребенок пользуется популярностью, но знайте: именно лидерские качества, внушаемые родителями, помогут ему в будущем реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал. Эти качества не только повысят самооценку ребенка, но и сделают его устойчивым перед давлением сверстников и снизят вероятность девиантного поведения. Даже небольшой шаг в освоении лидерских навыков способен серьезно поспособствовать социальному и эмоциональному развитию ребенка:

  1. Научите ребенка первому предлагать новые идеи, занятия и затеи.
  2. Научите ребенка говорить «нет»

Тема № 10

«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки.

 Советы родителям будущих первоклассников»

 «Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, нравоучений, взаимных обид», - часто спрашивают родители. Вот несколько советов:

Совет 1. Будете ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам за ошибки и оплошности даже, если вы его вчера «предупреждали».

Совет 2. Не торопите его. Рассчитывать время - это ваша задача, если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

Совет 3. Не отправлять ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

Совет 4. Не прощайтесь, говоря наставление: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. д. Пожелайте ему удачи, подбодрите и найдите несколько ласковых слов. У ребенка впереди трудный день.

Совет 5. Забудьте фразу: «что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивается на него 1000 вопросов, дайте ребенку расслабиться. Вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми. Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.

Совет 6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, пусть успокоится, тогда и расскажешь все сам.

Совет 7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать озвучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор происходил без ребенка.

Совет 8. После школы не торопитесь садиться за уроки. Первокласснику необходим отдых 2-3 часа. Можно поспать часа 1,5-2. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятие вечерами бесполезны, так как завтра придется все начинать сначала.

Совет 9. Не заставляйте делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий необходимы небольшие переменки.

Совет 10. Во время приготовления уроков не сидите у ребенка над душой, дайте возможность проявить себя, а уж если нужна ваша помощь - наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе», - похвала необходимы.

Совет 11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Совет 12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку. Не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

Совет 13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления из-за трудности учебы.

Совет 14. Не забывайте, что 7-8 летние дети очень любят сказки перед сном, песенки или ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять нервное напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник консультаций и анкет для родителей дошкольников.

В сборнике представлены анкеты на выявление уровня знаний о здоровом образе жизни в семье, о влиянии семейной атмосферы на развитие ребенка, о готовности ребенка к школе, об уровне развития речи ребен...

сборник консультаций логопеда для родителей

набор кратких консультаций для родителей. материал можно разместить на стенде для родителей или в буклете...

Сборник консультаций о ЗОЖ

Представленный сборник консультаций о ЗОЖ поможет пополнить ваш материал для работы с родителями...

Сборник консультаций - Такие разные наши дети

Конфликтные и замкнутые, агрессивные и застенчивые дети. Проблемы с которыми сталкиваются родителями при воспитании ребенка и советы как их преодолеть......

Сборник консультаций "Одаренные дети"

Каких детей можно назвать одаренными, их отличительные особенности от других,  как  поддержать родителям своих вундеркиндов и другие советы вы сможете узнать тз сборника консультаций "Одарен...

Сборник консультаций для родителей по руководству детским чтением

1. Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?2. Чтение вслух детям3.Советы родителям по организации семейного чтения4. Учимся дружить5. Воспитание мальчиков и девочек6. Как помочь ре...