Воспитание правильной речи дошкольника через общение ребенка и родителей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шатова Марина Михайловна

В материалах консультации родители могут найти примеры вариантов развития речи дошкольников в повседневной жизни в процессе общения со своим ребенком и выбрать для себя наиболее приемлемые. Может быть некоторые родители пересмотрят свой взгляд на невозможность выделения времени на общение со своим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_pravilnoy_rechi_dlya_roditeley.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правильной речи в моменты общения родителей со своими детьми.

У Вашего ребенка проблемы с речью? У него плохое звукопроизношение, недостаточно развит фонематический слух и восприятие, нарушена слоговая структура и т.д. Вы обратили на это внимание и Ваш ребенок уже посещает занятия с логопедом? Вам рано снимать с себя ответственность за развитие связной речи Вашего ребенка. Работа самого лучшего логопеда не даст быстрых и хороших результатов, если Вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком, выполняя рекомендации логопеда и внося в повседневные заботы произвольное общение с ребенком.

Формирование правильной связной речи ребенка происходит в постоянном общении. Возвращаясь из детского сада или на прогулке, обязательно разговаривайте с ребенком обо всем вокруг, дома вспомните, что вы видели, спросите у ребенка, что он делал в детском саду, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно или не хочется рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы, превратите это в игру – возьмите у него интервью, запишите на диктофон и дайте потом прослушать, пусть расскажет кому-то из домочадцев, пока Вы готовите ужин и т.д. Необходимое условие правильности этого процесса – исправление произношения автоматизируемых звуков в словах и фразах ребенка, и грамматически неверных конструкций.

Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ребенком и обязательно просите его рассказать: что там изображено, кто изображен, что делает(ют), чем делает(ют), зачем делают, и т.д. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок  не сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонацией выделять разговорную речь. Можно затеять сюжетно – ролевую игру по сказке, в процессе которой ребенок будет играть разные роли.

Короткие и длинные ритмичные стихи (А.Барто, К. Чуковского) считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки и скороговорки помогают выработать правильное звукопроизношение при условии, что все это произносится в игровой форме и с хорошим настроением.    

Необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать неречевые и речевые звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру «Волшебник» (на начальном этапе): пусть ребенок отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что и чем Вы делаете. Можно поиграть в «Человека -Магнита»: у человека - Магнита глаза закрыты и вытянута рука вперед, а другой бегает по комнате с колокольчиком. Человек – Магнит постоянно показывает рукой направление звука, двигаясь за звуком колокольчика. Можно включить музыку на сотовом телефоне, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук, как усложнение попросите его словами назвать его местоположение. Для более старшего возраста и продвинутого уровня заменяйте неречевые звуки речевыми – «Хлопни в ладоши, если скажу правильно слово», «Говорящий попугай», где ребенок повторяет за Вами звуки и слоги правильно и по порядку: по 1; по 2; по 3 звука или слога, или слова. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.

Необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их и знать их значение и назначение предметов, которые обозначаются этими словами. Вам надо набраться терпения и отвечать на все вопросы своего ребенка, но просить и его отвечать на этот же вопрос, заданный Вами. Словарный запас (пассивный и активный) пополняется с помощью бесед, просмотра и прочтения книг, совместного просмотра познавательных и воспитательных мультфильмов и фильмов с последующим обсуждением их.

           Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой, пазлами и т.д. Предлагать сборные игрушки, матрешки, головоломки, заниматься рисованием, лепкой, апликацией( ножницы), оригами, шнуровками и т.д . Предлагайте нанизывать бусинки, выкладывать мозаичные картины, раскладывать по разным ёмкостям фасоль, горох, рис и т.д. Можно проделывать с ребенком упражнения пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Если у Вас хватит терпения и мудрости – будете вознаграждены в начальной школе с лихвой!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...

Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Творчески-игровой проект.Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее...

План по самообразованию на 2016-2021 г.г по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой»

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного по...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»

Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...