Организация просветительской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников
консультация ( группа) на тему

Перминова Наталья Викторовна

Описана организация просвятиетльской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №414

Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх - Исетский район, ул. Юмашева 4а

Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

Организация просветительской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников

                                             

                                                                     

Воспитатель:

Перминова Н.В.

Екатеринбург 2016

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

  1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

II. Просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

III. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

IV. Реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.

В работе с семьёй используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников

Семинары, практические занятия, конференции, круглые столы, беседы, родительские собрания, консультации.

Включение

родителей

в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники, развлечения, проекты, создание семейных фотоальбомов, стенгазет. Оформление группы к  тематическим неделям и  календарным праздникам.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

В каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство - музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Рекомендации для родителей:

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.
           Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.
Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению.

В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.

 Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.
В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

• проявление активности и инициативы со стороны родителей;

• осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,

№ 4.

3.   Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

4.  Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

5.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

6.  Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

7.  Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

8. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007.

9.  Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

10. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002

11. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

«Работа с родителями по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

В данной статье педагог делится опытом работы с родителями по формированию у дошкольников музыкально- творческих способностей и рассматривает разнообразные формы такого взаимодействия....

«Привлечение родителей к развитию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством организации музыкально- дидактических игр»

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, ...

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровн...

Организация работы в семье по развитию музыкальных способностей дошкольников

материал для родителей, как можно развивать музыканые способности своего ребенка. Советы по изготовлению музыкальных шумовых инструментов....