Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
консультация (старшая группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна


Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста».

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов.

Загадка, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно детей привлекает в загадках своеобразная ее художественная форма, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это  всегда  своего рода игра – тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь – и царевну в жены, и полцарства, а не отгадаешь – не сносить головы.

Структура загадки требует специфических языковых  средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки. Правильно подобранные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, способствуют речевому развитию ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.

Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Можно предлагать  детям загадки в начале образовательной деятельности, наблюдений, бесед. Тогда загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят «живую ноту» в образовательный процесс, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах. Занимательная форма загадки делает воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических средств.

Развивающие возможности загадки разнообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции, стимуляция умственной активности, развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие сенсорной сферы.

Главная особенность загадки – она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, то есть совершить сложную логическую операцию.

Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы педагога, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Разгадывание загадок можно успешно использовать в театрализованной деятельности, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к восприятию художественной литературы и фольклора, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, так как в этом случае загадка становится практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Загадка – такая же неотъемлемая часть фольклора, как и пословицы, поговорки или фразеологизмы. Но в отличие от назидательности пословицы или насмешливости поговорки, загадка  скрывает образовательный элемент в забавной оболочке, выступает эдаким «учением в развлечении», а потому любима каждым с раннего детства.

Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной, а логическую задачу – занимательной, то есть можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме.

Систематическая работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Таким образом, ценность загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста неоспорима.