Консультация "Первые шаги в ТРИЗ"
консультация по теме

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Первые шаги в ТРИЗ»

Подготовила: воспитатель

МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится сталкиваться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ-педагогикой. В ее основе лежит Теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером (писатель-фантаст Г. Альтов).

С 1946 года Г. С. Альтшуллером разрабатывались основные законы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В 80-х годах данная теория стала успешно использоваться в педагогических системах и к ней достаточно прочно был привязан термин “технология”. На сегодняшний день наибольшее распространение ТРИЗ имеет в дошкольной педагогике.

ТРИЗ – наука, которая включает в себя гораздо больше, чем решение изобретательских задач. В нее входят законы развития систем, стандарты на решение творческих задач, колоссальный информационный фонд.

ТРИЗ – это система воспитания и развития мышления человека + РТВ (развитие творческого воображения). Система включает в себя методы и приемы, набор упражнений, игр, различных заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы.

ТРИЗ помогает решить следующие задачи:

*осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление;

*воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;

*учить знать и любить себя;

*воспитывать экологическую культуру;

*развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;

*придавать занятиям, играм комплексный характер.

С чего же начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести элементы теории в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания?

Первое. Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

9. Старайся мыслить позитивно.

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе. Каждый день работы с детьми – поиск.

Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ.

А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда сами задайте вопрос, поставьте в ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества, или предмета, или объекта. Как? Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы если на земле не было лесов, деревьев? » пусть дети предложат варианты своих суждений. Далее вопрос: «Чем же полезно дерево? » Опять спектр ответов, в которых повторяются, но вместе с тем появляются и новые свойства и качества дерева. Продолжаем цепочку вопросов.

Затем опыты с деревом.

Т. о. мы учили детей системному анализу, показали ресурсы леса, дали знание не как догму, а как поиск истины и сути, подвели к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дали понять, что дерево имеет своих заместителей, из которых тоже можно делать посуду, мебель. Все это и есть работа с элементами ТРИЗ.

Значит, каждое занятие с детьми – проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если?

Третье. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – значит научить его основам ТРИЗ. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного».

Противоречия живут вокруг нас. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.

Четвертое. Будем учить детей разрешать противоречия. Как? Для этого есть приемы. Познакомимся с несколькими из них на конкретных игровых или сказочных задачах. Например, как перенести воду в решете?

Формулируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет.

Разрешаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества. Вода будет в решете в измененном виде (лед, и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение: перенести воду в виде льда.

Другой пример. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Для того чтобы защищаться от дождя, он должен быть большим, а для того чтобы его удобно было носить с собой, - маленьким. Может ли быть зонт одновременно маленьким и большим? Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький (складной) .

На примерах мы разобрали лишь два приема разрешения противоречия: во времени и изменив агрегатное состояние вещества.

Но есть другие нетрадиционные приемы: «матрешка», «сделай заранее», дробление-объединение», «разрешение противоречия в пространстве» и др.

Где брать эти задачи? Они вокруг нас но пока мы их не умеем находить, можно пользоваться банком данных, картотекой задач, подобранных из разных источников: книг, журналов, сказок.

Пятое. Игры на каждый день. «Хорошо - плохо», «Польза вред», «Наоборот», «Зато» - игры на умение видеть противоречия, «палочку о двух концах», «обе стороны медали».

«Чем может быть», «Превратим в… » -

игры на ФСА (функциональный анализ). На языке дошкольников:

Что может делать?

Чем может служить?

Для кого будет чем?

Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок… любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети освоят азы воображения.

«Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ.

Любые вещи, на первый взгляд, казалось бы, далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности и т. д.) .

Чем связаны пуговица и микроскоп?

Что общего у капельки и кузнечика?

Чем похожи звездочки и облако?

А чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал, воспользуйтесь грамматикой фантастики Джанни Родари, а так же пособием Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас».

Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи-шутки типа «Какие камни не встретишь в море? » хорошо бы составить картотеки, каталоги, банки таких игр, задач-шуток, изобретательских, игровых, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

Шестое. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения карандаша. История изобретения стола. История колеса и т. п. Пусть дети увидят, что изобретать – значить решать противоречия.

Седьмое. Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования:

оживления,

динамизация,

изменение законов природы,

увеличение,

уменьшение и т. д.

Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.

Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем?

Применим также прием эмпатии – пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? »

А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту, мокрыми подошвами обуви по сухому – что получилось? Почему?

Можно предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег (разноцветные очки или стеклышки) .

А если дать детям на прогулку увеличительное стекло?

А пробовали вы рисовать камешками, а веревкой? Вот и еще одна непривычная часть прогулки.

Восьмое. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно.

Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации.

Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться?

Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете?

Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят ее сюжет.

Изменить место действия, время действия героев.

В сказках часто герои выполняют задания, проходят испытания. Предложите вашим детям выполнить это как-то по-своему, пусть будет множество вариантов.

А еще можно предложить детям «рассказать» знакомую сказку или ими же придуманную сказку рисунками-схемами.

Вечером можно понаблюдать за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи ил сугробы, кусты или постройки?

Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развиться психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.

Несколько рекомендаций по стилю общения с детьми.

Выслушивать надо каждого желающего.

Давать отрицательных оценок нельзя – закрепощает!

Только положительное в оценке.

И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо».

Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.