Адаптация к детскому саду.
консультация (младшая группа) на тему

Сидоренко Ольга Борисовна

Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация… Представим  процесс вхождения в холодную воду, когда человек захотел искупнуться. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую  для него среду и болезненное привыкание к её условиям, это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения  предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума  ситуаций

Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация к ДОУ29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационный период. Кризис 3-х лет.

Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация… Представим  процесс вхождения в холодную воду, когда человек захотел искупнуться. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую  для него среду и болезненное привыкание к её условиям, это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения  предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума  ситуаций

Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Поэтому общая  задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Адаптация (от лат. "приспособление") - сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:

физиологическом

-ребёнок начинает часто болеть;

психологическом

-ребёнок может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным;

социальном

-малыш теряется в окружающем мире, порой забывает многое из того, чему научился: хуже говорит, становится менее самостоятельным.

Для всех семей адаптационный период индивидуален. Он может иметь разную продолжительность:

1) лёгкая степень адаптации занимает 1 месяц. За это время ребёнок приспосабливается к новым условиям.

2) средняя-2 месяца.

3) тяжёлая-3 месяца.

4) очень тяжёлая-6 месяцев и более. Встаёт вопрос о том, стоит ли малышу оставаться в детском саду.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.

2.Возраст малыша.

3.Умение общаться со сверстниками, взрослыми.

4.Умение играть, занять себя игрушками.

5.Одинаковый режим в детском саду и дома.

6. Умение себя обслуживать.

Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста, такие как биологические:

  1. токсикоз 2-ой половины беременности
  2. заболевания матери во время беременности, осложнённые роды
  3. раннее искусственное вскармливание
  4. частые заболевания матери
  5. заболевания ребенка в первый год жизни, особенно первые 3 месяца жизни
  6. отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития – ЗРР
  7. вторая и третья группа здоровья.

Социальные:

  1. родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима (сон, бодрствование), его несоответствие  ясельному (садовому)
  2. недостаток эмоционального общения в первый год жизни
  3. вредные привычки родителей
  4. резкие отношения между родителями

При наличии 4 – 5 и более факторов риска наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни. Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи,

соблюдая необходимые гигиенические требования.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которые имеют потребность в общении только с близкими людьми, т.к.  не имеют опыта общения с посторонними людьми они, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.

Другая группа детей до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

Исход адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка:

-если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растет общительным и самостоятельными  и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;

-если у ребёнка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности , он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре , ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.

Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для  родителей:

ПАМЯТКИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

Что должны знать и уметь родители:

1.Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

2.Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

3.Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

4.В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

5.Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

6.Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное  на  формирование  интереса к детскому  саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

7.Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1. Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку , помахать рукой),а также ритуал встречи.

3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4.Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как пообещали.

5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

7.Создайте спокойную ,бесконфликтную обстановку в семье.

8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест ,цирка, театра.

9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте»,не наказывайте детским садом.

10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу.

11.Не скупитесь на похвалу.

12.Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте ,поглаживайте, называйте ласковыми именами.

13. Любите своего ребенка таким, какой он есть;

14.  Радуйтесь своему ребенку;

15. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

16.  Слушайте ребенка, не перебивая его;

17. Установите четкие и определенные требования к ребенку;

18. Не устраивайте для ребенка множество правил;

19. Будьте терпеливы;

20. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

21. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

22. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

23. Чаще хвалите ребенка;

24. Поощряйте игры с другими детьми;

25. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты

26. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

27. Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

28. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.

29. Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте ,поглаживайте, называйте ласковыми именами

30. Не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

31. Помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

32. Прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

33. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

34. Посещайте групповые собрания.

35. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

   Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее ,продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптация детей третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Кризис 3-х лет.

Название условное. Кризис может начаться и 1, 5 года и ближе к 4. Это состояние проходят все нормально развивающиеся дети.

Признаки кризиса 3 лет

 УПРЯМСТВО

Когда  малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «сказал не встану, значит, не встану!».

Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка  «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

НЕГАТИВИЗМ

малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а  только потому, что его об этом попросили. Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.

Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

СТРОПТИВОСТЬ

Строптивость  очень похожа на негативизм, но отличается тем, что  не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются  противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).

Совет: Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

 Я САМ (СВОЕВОЛИЕ)

Совет:  позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.

 СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить  дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно  обожаемые им игрушки,  книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Совет: существует множество развивающих занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

 ПРОТЕСТ-БУНТ

Протест-бунт - пятая особенность «семизвездия» кризиса 3 лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто сорится с родителями.

Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда Вы уверены в своей правоте

 ДЕСПОТИЗМ

Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и  капризов.

Памятка для родителей – «Поведение  в период кризиса 3 лет»

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.

Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно  быть слишком много, не больше 5.  Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку Вы видели  на прогулке.

Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание...

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...