Мастер - класс для родителей на тему "Постановка звуков "Л", "Р".
консультация (старшая группа) на тему

Безручко Елена Алексеевна

Мастер-класс проводился  для родителей воспитанников старшей группы  17 марта 2016 года для того, чтобы продемонстрировать комплекс \упражнений по индивидуальной работе в постановке звуков "л", "р", и дать рекомендации  родителям, как работать с воспитанниками в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №6».


Мастер – класс для родителей на тему:

«Постановка звуков «Л», «Р».

                                     Подготовила учитель – логопед

                                   БЕЗРУЧКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Суджа 2014 г.

Постановка звуков «Л», «Р».

Уважаемые родители! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер-класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков.

      У детей-дошкольников часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенное среди них нарушение произношение звуков.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить   Многие родители считают нарушение звукопроизношения безобидным дефектом, но это неверно, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

 Ребенка неправильно выговаривающего звуки, в школьном детском коллективе часто передразнивают, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются необычные ошибки, что создает дополнительные психологические проблемы, которые можно избежать,  вовремя оказав ему помощь.

Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.  

     Поэтому совместная работа учителя-логопеда и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Индивидуальные занятия с учителем-логопедом проводятся 2-3 раза в неделю, остальное время ребенок занимается с родителями . Занятия дома проводятся ежедневно и носят кратковременный характер (5-15 минут).  И насколько ответственно родители подходят к обучению, настолько и результативна эта работа.

Сегодня я познакомлю Вас с основными приемами постановки звуков "л"и "р".

Расскажу и покажу,  какие упражнения надо выполнять дома, и на что обратить основное внимание.

Среди нарушений звуковой системы речи дефекты звуков "р" и "л" наиболее распространены и труднопреодолимы. Поэтому работа над этими звуками требует больше времени и сил.

Я предлагаю побывать вам на логопедических занятиях и поучавствовать в них вместе со мной. Практическую часть своего мастер -класса, хочу начать с таких слов: «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!»

Мы с вами произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений у ребенка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Поэтому начнем мы с вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы   ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Поэтому не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создает морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Упражнения артикуляционной гимнастики объединены в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука. Я комплексы упражнений для звуков л и р объединила в один.

И так начнем.

  1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: понятненько и так 8 раз.
  2. Ползет мышка по стене: пи-пи-пи___________ээээээ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим ууууу, и максимально растягивая обнажая губы произносим эээээ.
  3. Выполним упражнение «Футбол» языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук у. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твердый кончик. И так 8 раз.
  4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку»
  5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
  6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу(язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
  7. упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю
  8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
  9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук д произносился очень твердо.

С артикуляционной гимнастикой вы знакомы.

 

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми каждое занятие проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнения для речевого дыхания

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, следить, за тем , чтобы не надувались щеки(для начала их можно придерживать руками)
  2. Сдуть бабочку (ватку) с кончика носа.
  3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а встаканчик, где мало воды-можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы пролить воду.
  4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  5. Вертушка.

У детей с нарушением речи, часто наблдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие  мелкой мотрики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая кооординация мелкой моторики пальцев  рук. И как следствие- может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие мелкой моторики

1. Массажный мяч.

2. Шар с резинками

3. Прищепки

4. Су-джок терапия.В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм.  

Для этого предлагаю родителям взять массажные «ежики» и повторять за мной.

Ежик, спрячь свои иголки

Мы же дети , а не волки,

Спрячь свои иголки, еж,

Ты колючий ну и что ж

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить

Еж иголки отряхнул,

Еж свернулся и заснул

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над речевым дыханием,над мелкой моторикой,  а теперь переходим к постановке звуков.

Звук "Л".

   При правильном произнесении звука "л" губы растянуты  в улыбку, кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, язык в форме чашечки.

1. По подражанию:

Улыбнуться, открыть рот и пропеть гласный "аааа". Во время пропевания ритмично нажимать на верхнюю губу языком. Получается "ал-ал-ал-ла-ла-ла".

2. От опорного звука:

а)"Пароход гудит" - широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть звук "ыыыы", получается "л".

Затем соединяем звук с гласными. Тянем звук "л" и с силой открываем рот на звук "а", "о", "у", "ы". Получается: "ллллаааа", "ллллоооо", "ллллууу", "лллыыы".

!!! Следить, чтобы губы были растянуты в улыбку и нижняя губа не поднималась за языком.

 Такое межзубное произношение закрепляем в словах и фразах.

 ла-ла-ла - лопата и пила,

ло-ло-ло - на улице тепло,

лу-лу-лу - купили иглу,

лы-лы-лы - моем полы.

 

Маланья - болтунья,

молоко болтала, болтала,

да не выболтала.

 

Все бело, бело, бело.

Много снега намело,

Вот веселые деньки

Все на лыжи и коньки.

(предлагаю самостоятельно повторить речевой материал)

 После того как правильное звучание звука "л" будет без ошибочно, нужно переводить язык за зубы, что обычно получается без всякого затруднения.

 б) Улыбнуться, положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть звук "аааа", затем прикусить язык, продолжая тянуть "а". Получается: "аааалл". Далее добавляем другие гласные "у", "о", "ы".

Получается: "ооолл", "ууулл", "ыыылл".

(показываю и предлагаю  выполнить данное упражнение, используя зеркала)

 Межзубное произношение закрепляем в словах и фразах.

 Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

 

Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась видно очень устала.

 

Плясала,  плясала по дому метла,

Полы подмела от угла до угла.

(Предлагаю родителям повторить чистоговорки,  прикусывая кончик языка)

 !!! Следить за тем, чтобы ребенок прикусывал язычок на каждый звук "л".

Затем из  межзубного положения язык переводим в зазубное.

Так как мы с вами на логопедическом занятии, обязательно проведем физкультминутку. Задача которой снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

  Звук "Р".

При правильном произнесении рот открыт, язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе.

(показываю правильное положение для звука «р»)

 1.От опорного звука:

а) Рот открыт, язык у альвеол. Начинаем  выполнять  упражнение «Барабан» -  единичные удары по альвеолам, затем чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе – «д-дддд», далее соединяем звук «д» с гласными в открытых и закрытых слогах «ддда, дддо, ддду, ддды, аддд, оддд, уддд, ыддд», затем подключаем упражнение «Пулемет» - это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать.

!!! Если нет сильной выдыхаемой струи упражнение «Пулемет» не получится.

б) Произносим звук «з» при поднятом к верху языке, что напоминает звук «д». Если слышится другой звук, надо подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю.

в) Соединяем вместе звуки «д» и «з». При поднятом у верху языке это звучит «дз». Это упражнение выполняется перед зеркалом для того, чтобы видеть быстрые колебания кончика языка. Темп ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки «др»  соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дро-дру-дры».

Затем отрабатываем эти звуки в словах и фразах.

 2.Механический способ:

а) Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка находится за верхними зубами. Длительно произносим звук «з», «ж» или «д», в это время чисто вымытым пальцем ребенка, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, «заводим мотор».

Вначале вы сами должны совершать движения кистью ребенка, в дальнейшем он может действовать самостоятельно.

 !!! Следите, палец ребенка должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет.

 б) Выполняем предыдущее упражнение. Начинаем вибрацию с помощью пальца, а продолжаем без него -  «завели мотор».

 !!! При использовании механической помощи, палец ребенка, необходимо располагать под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости.

 После того как у ребенка получится хорошая устойчивая вибрация языка, переходим к произнесению слогов, слов и предложений.

 Не экономьте время на общении с ребенком! Хвалите его даже за незначительные успехи,  и  вы увидите результат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика Звуки Л,Р.

Слайд 2

Орешки Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

Слайд 4

Часики Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Слайд 5

Грибочек Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу и удерживать под счет от 1 до 8.

Слайд 6

Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Слайд 7

Лошадка Вытянуть губы, приоткрыть рот, цокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Слайд 8

Барабанщик Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами, на «бугорках» - "дэ-дэ-дэ..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....