Адаптация к детскому саду.
статья (младшая группа) на тему

Фомина Анна Сергеевна

Информация для родителей "Как помочь ребенку адаптироватся в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_st.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ребенка к детскому саду может протекать по-разному – быстрее или тяжелее, и длиться от пары недель до нескольких месяцев  В период адаптации очень многое в жизни малыша меняется и ему очень многое приходится пережить, переболеть, прочувствовать:

1) Привычные условия жизни ребенка (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются.

2) Ребенку приходится перестраивать ранее сложившиеся стереотипы поведения, что является очень трудной задачей и приводит к стрессу.

3) У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела, что приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда заболеванию.

4) У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.

5) В этот период дети, в зависимости от темперамента, ведут себя по-разному.

Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный этап – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Основной этап (на этом этапе в работу включается педагог). Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. В этот период родителям необходимо установить с воспитателями доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Заключительный этап – ребенок начинает посещать детский сад по 2 часа.

Но привыкание к детскому саду происходит не сиюминутно. В первые дни пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх.

Дети одного возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни – плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Другие, наоборот, внешне спокойны, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не играют.

. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, важно:

1. Заранее познакомиться с условиями детского сада, в который вы поведете малыша.

2. Вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте – любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку.

3. Наложите запрет на обсуждение будущих проблем в присутствии ребенка (дети этого возраста уже все понимают).

4. Не пугайте ребенка. Фразы типа: «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Но и идеализировать детский сад не стоит, иначе он просто не оправдает надежд ребенка. Лучше всего быть честным. Расскажите вашему ребенку, чем они будут заниматься в группе, какие требования там существуют (слушаться воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей).

5. Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать: «А сейчас дети в детском саду ложатся спать; идут гулять; садятся обедать».

6. Не обещайте ребенку вознаграждение за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть у окна в ожидании прихода родителей.

7. А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за юбку? Необходимо не затягивать расставание и не «дразнить» ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода ребенок спокойно включается в игру. Разработайте свой собственный ритуал прощания, пусть он помашет вам рукой из окна или пошлет воздушный поцелуй…

8. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.

9. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».

10. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.

11. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить ребенку, что завтра он идет в группу и ответить на все вопросы ребенка. Подчеркивайте, что ваш ребенок, как прежде, дорог вам и любим.  

Игры  с детьми, которые помогут снять напряжение в адаптационный период.

Игры с детьми в целях процесса адаптации к детскому саду – это прежде всего задача воспитателей. Именно они знакомятся с детьми и знакомят детей друг с другом, помогают детям узнать друг друга получше, влиться в детский коллектив и освоить режим дня в детском учреждении.

Но и родители тоже могут помочь своему ребенку в этом процессе. Часто в игровой форме эти знания и навыки осваиваются и закрепляются быстрее.

Многие современные дети, впервые приходящие в детский сад, оказываются неготовыми к совместным играм с другими детьми. Они с трудом включаются в общие игры и совместные занятия, сторонятся других детей, играют рядом, но не вместе, играют собственными игрушками и с трудом делятся с другими детьми.

Одним из характерных признаков адаптационного стресса является накапливание отрицательных эмоций. Даже если ребенок вполне хорошо чувствует себя в детском саду, напряжение и постоянное регулирование деятельности со стороны незнакомых взрослых людей тем не менее все равно создает вокруг ребенка «зону повышенного давления».

Выход накопившейся энергии, отрицательных или даже положительных эмоций проявляется дома: в лучшем случае – в повышенной активности, беготне и прыганиях, в худшем – капризах и истериках. Эту энергию лучше разрядить и сбросить в подвижных играх.

Например, игра «Храбрый лягушонок». Для нее потребуется листы бумаги или газета и корзина. Ребенку (или детям, если в семье или гостях их несколько) выдаем по листочку. И вместе со словами делаем.

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква…

И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся». Листочки можно не только кидать, но и разорвать на мелкие кусочки.

Выходу негативных эмоций также очень способствуют пальчиковые игры (очень известная «Солим капусту», а также «Игра с кистями рук»).

Например, игра «Кто в кулачке?». Родитель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Еще одно направление работы с эмоциями – это работа с телом. Например, брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций.

Вместе с ребенком положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда делаем вдох, и опускается, когда делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

                 Психологический климат в семье 

Позитивный настрой родителей, особенно мамы, очень важен для безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно самой маме не совершать ошибок – у неё не должно быть никаких сомнений по выбору самого детского сада, воспитателей и правильности посещения ребёнком этого учреждения. Родители должны понимать, что какой-бы тщательной не была подготовка чада к новому жизненному этапу, в его начале все равно можно столкнуться с нежеланием ребенка посещать садик и даже со слезами. Главное, чтобы не с мамиными! Иначе она не сможет создать крохе условия для быстрого привыкания к детскому саду.

Очень скоро вы заметите первые достижения, новые умения, полезные навыки, которыми ваш малыш обзаведется в садике – это хороший знак успешной адаптации ребенка к детскому саду. Не забывайте его хвалить, радоваться вместе с ним, говорить, что вы очень гордитесь тем, какой он большой, как вы его сильно любите! И, конечно, маме нужно постараться в период адаптации к саду как можно больше времени проводить со своим маленьким героем. Не стремитесь в шумные большие компании – предпочитайте размеренные прогулки, чтение книг, спокойные игры. При этом чаще обнимайте и целуйте своего ребенка!

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...