Мастер-класс для родителей "Мальчик-пальчик, где ты был?"
материал по теме

Показатьродителям дошкольников важность и необходимость работы по развитию пальцевой моторики и связи ее с развитием речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Мальчик-пальчик, где ты был?»

Составила:

Привалова Н.А.

воспитатель Iкв.категория

Цель: показать важность и необходимость работы по развитию пальцевой моторики и связи ее с развитием речи дошкольников.

Задачи:

  • Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми по развитию мелкой моторики;
  • Познакомить родителей с разнообразными формами работы по развитию мелкой моторики;
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений, конструкторов и т.д. через практическую деятельность.

План

1.сообщение: Движения пальцев и становление речи.

2.практическая работа.

3.методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

Материал:

  • рисунок «Человечек Пенфилда»
  • массажная щетка
  • бусы крупные
  • пирамидка
  • пазлы, мозаики
  • застежки, шнуровки, бродилки
  • карандаши, орехи для упражнения
  • массажный мяч
  • резиновые и мягкие игрушки
  • «горошина»
  • магнитные фигурки
  • картинки из книги «Уроки логопеда»
  • бумага для упражнений
  • витражи
  • спички
  • картинка «5 пальцев»
  • Книга-игра «Веселый конструктор»

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей.

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там распространены до сих пор упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  «Рука-это инструмент всех инструментов»,- сказал еще Аристотель.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Исследования М.М. Кольцовой и ее коллег из Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, что каждый палец руки имеет довольно большое представительство в коре больших полушарий. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно, огромная площадь проекции кисти представлена на рисунке. Это так называемый гомункулюс («человечек Пенфилда»). Пенфилд - канадский нейрохирург составлял карту речевых зон мозга. В нем проекции всех частей тела в двигательной области показаны в образной форме. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев руки окажет большое влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики. Эти факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционною область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и тогда, когда развитие речи происходит своевременно и особенно в том случае, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей. Выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше нормы.

Развитый мозг и не развитая рука – закономерное явление при современном образе жизни. С детьми меньше стали разговаривать, дети больше смотрят и слушают, редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы, вещи устроены удобно, но не эффективно для развития моторики. Одежда и обувь на липучках в место шнурков, завязок, пуговиц, книжки с наклейками, бытовые предметы управляются пультом.

Тренировку пальцев руки можно начинать с 6-7 месяцев, а в Японии такую тренировку начинают в 3 месяца, с пассивной гимнастики. Это массаж (проигрываем)

а) поглаживание (выпрямленными и сомкнутыми пальцами проводить движения в разных направлениях): продольно от кончиков пальцев до запястья, поперечно, кругообразно, спиралевидно.

б) растирание – рука как бы сдвигает кожу.

в) вибрация – кончиками полусогнутых пальцев постучать по руке.

Продолжительность пассивного массажа 2-3 минуты проводится ежедневно или через день 10-12 раз, повторять через 10-30 дней.

С 10 месячного возраста начинают активную тренировку пальцев ребенка:

  • рвать бумагу
  • перебирать крупные бусы
  • складывать пирамидки
  • играть с вкладышами
  • перекладывать мелкие предметы
  • пальчиковый бассейн – в емкость насыпаны горох, рис, гречка. Ребенок пальчиками ищет в бассейне какой-либо предмет.

Такая тренировка пальцев способствует активизации двигательной кинестезии.

  • использование щеток с помощью которых раздражаются точки на ладони, пальцах. Можно использовать щетки для волос и др.

С 1,5 лет даются более сложные задания, направленные на развитие тонких движений пальцев:

  • застежки
  • шнуровки
  • кнопки
  • завязки
  • молнии
  • бродилки
  • колечки
  • орехи и шишки катать в ладонях
  • карандаши
  • массажные мячики
  • мягкие игрушки

С 2-х лет и старше добавляется пальчиковый игротренинг (пальчиковая гимнастика), который позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей моторикой. Все упражнения можно разделить на 3 группы:

I гр. – упражнения для кистей рук (проигрывание и показ картинки)

а) «Фонарики» - фонарики зажглись – пальцы выпрямились, фонарики погасли – пальцы сжать.

б) заготовка капусты

в) моем руки

г) флажки

д) ежик

е) повстречались

II гр. – упражнения для пальцев условно статические.

а) зайчик

б) ножницы

в) вилки

г) очки

д) колечко

III гр. – упражнения пальцев динамические.

а) семья

б) домик

в) за работу

г) пальчики ложатся спать

Также, для развития пальчиковой моторики используются игры с мелкими игрушками (киндерсюрприз), с мозаикой, с волчками, с конструкторами, пазлами, спичками, счетными палочками, прищепками, бумагой, пуговицами, баночками и тюбиками (для откручивания и закручивания крышек), игры с водой (перелить, накачать воду).

(проигрывание)

Комочек бумаги

  • пальчиками обеих рук разгладить скомканный комочек бумаги;
  • то же сделать одной рукой;
  • то же сделать указательными пальцами, средними;
  • разгладить лист кулаками обеих рук;
  • повторить движения с закрытыми глазами.

Со спичками. Игра «Зеркальные спички».

Один кладет, другой на своей стороне также кладет спички как второй.

Игры с тестом, пластилином (открывание, катание, лепка, сжимание, разглаживание).

(Показывают пособие, где нужно размазать пластилин, получая рисунок.)

Игры с проволокой (выгибание разных фигур).

Игры с карандашами.

а) зажать карандаш средним и указательным пальцами – сгибать и разгибать их.

б) зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Движения выполняются так, что сначала сверху оказывается средний палец, потом указательный.

Игры с орехами.

а) покатать между ладонями (пальцы прямые).

б) вращать между ладоней.

в) перекатывать по тыльной стороне каждой ладони.

г) вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами).

д) удерживать поочередно между пальцев рук.

е) с горки на горку – катаем орехи между пальцами.

Пальчиковые игры со скороговорками.

а) пара барабанов                          ладони поочередно ударяют о край стола

    пара барабанов

    пара барабанов

    била бурю

    пара барабанов

    пара барабанов

    пара барабанов

    била бой

б) идут бобры в сыры боры – обе ладони лежат на столе. Поочередно, одна сжимается в кулак, другая распрямляется.

в) дарики, дарики                      

    ай да комарики

    вились, кружились

    в носик вцепились

2 пальца большой и указательный соединить вместе.

Рассказывание сказок с помощью пальцев.

Сказка «Пальчики и кулачки»

Жил-был пальчик маленький, маленький – удаленький. Вот он пальчик (показываем), вышел к нам, поздоровался – вот так (пальчик кланяется). И спросил тихим голосом: «Есть ребята-шалуны?» ( ответ «есть»). И ребятам-шалунам погрозил (грозит): «Нельзя шалить! Никак нельзя!» «Ай, пальчик! Ты уж очень строгий – смотри, какие ребята. Они шалят совсем немного. Ты не сердись, ты нам спляши! (пальчик делает отрицательные движения). Плясать не хочешь! Почему? Наверно, скучно одному? Девочки, мальчики, есть у вас пальчики? (дети показывают пальчики). Смотри, как много пальчиков! С кем спляшешь? Выбирай! Все, все пляшите пальчики! Музыку играй!»

  • Гав, гав! Испугались пальчики! Спрятались в кулак (все прячут палацы, сжав кулак).
  • Гав, гав, гав! Где пальчики? Не найду никак! Согнулись пальчики, молчат… А кулачки как застучат! (все стучат кулачком о кулак). Испугалась собачка и убежала (пальчики разгибаются).
  • Девочки, мальчики! Где ваши пальчики? Спрятались в кулак. (Все прячут пальчики в кулак)
  • Ме-е! Ме-е! Не найду никак! Спрятались в кулак! Согнулись пальчики-мальчики. А кулачки как застучат! (стучат кулачок о кулачок). Испугалась коза и убежала). И снова пляшут пальчики у девочек и мальчиков.
  • Вот и плясать перестали…Значит, устали. Усталые к деткам пришли, под щечки легли. И засыпают…

Эта сказка для детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста. Для старших детей используют более сложные сказки: «Зайчики и волк», «Ласточка-перепелочка», «Семья могучая» и др.

Тренировке тонких движений пальцев можно уделять 1,5-3 минуты на утренней гимнастике или на занятиях. В день достаточно 5 минут для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Необходимо следить, чтобы не было передозировки , упражнения давать надо малыми порциями, но выполнять их с максимальной нагрузкой, с большей амплитудой движения. Эффекта не дает небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание надо уделять тренировке движений повышенной сложности, т.е. таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни, т.к. именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Во время игр с пальчиками одновременно можно знакомить детей с правой и левой рукой, названиями пальцев.

Проигрываем

а) Песенка о правой и левой руке

Смотрите-ка, вот 2 руки: правая и левая

Они в ладоши могут бить: правая и левая.

Они мне могут нос зажать и правая и левая.

Ладошкой могут рот прикрыть и правая и левая.

Дорогу могут показать и правая и левая.

В носу умеют ковырять и правая и левая.

А если кто-то завопит и правая и левая

                        помогут уши мне заткнуть.

С руками я всегда дружу и с правою, и с левою.

Могу я друга подразнить и правою и левою.

Но могут ласковыми быть и правая и левая.

Обнимут вас, к себе прижмут и правая и левая.

б) Стихотворение «5 пальцев» (с картинкой)

5 пальцев на руке своей назвать по имени сумей,

1-ый палец – боковой, называется – большой.

Палец 2-ой, указчик старательный, не зря называют

                                                       Его указательный.

3-ий твой палец как раз посредине, поэтому средний

                                                       дано ему имя.

Палец 4-ый зовут безымянным

Неповоротливый он и упрямый

Совсем как в семье братец младший – любимец

По счету он 5-ый, зовется – мизинец.

в) «Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольца носит.

Ну, а этот – средний, длинный

Он как раз посередине.

Этот – указательный пальчик замечательный

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся – вместе дело спорится.

Таким образом, систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, обострения тактильных возможностей, тренировки мускульной памяти и развития речи.

Литература

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1990
  2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. –М., 2007
  3. Косинова Е. Уроки логопеда. –М.,2007
  4. Синицына Е. Умные пальчики. –М., 1998
  5. Разумова Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики// Воспитатель ДОУ. -№8.-2010-10-03
  6. Лопухина А. Игры с пальцами. –Л., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...