Все праворукие по своему левши.
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Данилова Наталья Александровна

Одна из характерных особенностей левшей - нетрадиционно решать традиционные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_pravorukie_po_svoemu_levshi.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Все праворукие – по-своему левши.

        Пятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на всякий случай держал перед глазами телефонную книжку.

(Случай из практики)

        Одна из характерных особенностей левшей – трудности запоминания последовательностей и попытка самостоятельно эти трудности преодолеть. Очень часто дети-левши нетрадиционно решают традиционные задачи.

  • Левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей
  • Среди мужчин левши встречаются чаще, чем среди женщин
  • Левши чаще получают травмы
  • У них часто встречаются речевые нарушения
  • Леворукость встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой
  • При изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки

Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Её нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

Полезный совет: если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на «собственный богатый опыт», настаивают на переучивании, не спешите с этим соглашаться. Пусть ребёнок действует так, как ему удобнее.                              Вместе с тем полезно развивать обе руки, давать ему игрушки, ложку попеременно в правую и левую. Если ваши дети – близнецы с разной рукостью, не следует ждать от них одинаковых успехов и не следует эти успехи сравнивать. Лучше научить детей сравнивать себя с самим собой («Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!»).

«Разрешение» писать ведущей рукой не решает всех проблем левши, оказавшегося в образовательной системе, созданной для правшей. Его привычные проблемы – стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении лево – право, а иногда и выше – ниже.

Вместе с тем практически все дети-левши обладают огромными возможностями контролировать свою психическую деятельность. Во многих случаях они вынуждены достигать нужных результатов обходным путём, находя зачастую весьма неожиданные, на взгляд правшей, дополнительные внешние или внутренние средства. Например, «зеркальное» письмо – достаточно распространённое явление в начальной школе, особенно часто встречающееся у левшей.

Полезный совет: при обучении следует быть уверенным, что маленький левша действительно усвоил новый материал. Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания («цифра «6» повернулась спиной к окну, а цифра «9» - к двери» и т.д.).Чтобы научить ребёнка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребёнка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

                                                                                                                                           

Исследования, проведённые в Мичиганском университете, выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, конформность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

Однако при «плюсах» всегда есть «минусы»: левшам нелегко даётся то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. У детей-левшей также часто возникают проблемы при выполнении сложных движений, что особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук. Часто дети жалуются, что им «мешают» руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.

Полезный совет: дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки, при подвижных играх предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем).

Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их координационными особенностями – особенно. Помогают и такие «малозатратные» виды упражнений, как «глазодвигательные» (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно – влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем – в противоположные.

Попробуйте ещё такое упражнение: вращать руку справа налево и одновременно ногу в другую сторону. Начинать следует медленно.

 Добившись успеха, попробовать сделать тоже обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой – по животу справа налево. Левой рукой «забивать гвоздь молотком», а правой – «гладить что-то утюгом». Помните, что каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.

Для преодоления речевых затруднений с ребёнком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без «ну это, как его, это же понятно!». Очень полезны такие хрестоматийные игры, как «Города» или «Балда» (как устный, так и письменный варианты).

Ещё одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с «видят»!) то, что расположено слева от них. Показывая ребёнку книжку с картинками, разместите её так, чтобы она находилась немного правее от него.

И в заключение: особенно важно определить ведущую руку перед школой – в 4-5-летнем возрасте. Именно в этом возрасте ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Левша" в мире праворуких

Консультация адресована родителям детей с "ведущей" левой рукой. Содержит приёмы определения доминантной руки, а так же ответы на вопросы, которые чаще всего беспокоят родителей таких детей. Так же пр...

Консультация для родителей "Левша в мире праворуких"

Как определить ведущую руку у ребенка?  Чем отличается ребенок- "левша" от "праворуких " детей? Как взрослому вести себя с ребенком "левшой"? Ответы можно найти ознакомившись с консультацио...

Левша в мире праворуких

С какими проблемами сталкиваются леворукие дети и как помочь им!...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»

Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?»         Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...

Левша в мире праворуких

Игры для дошкольников левшей..от 3 до 7 лет...

Левша в мире праворуких.

Комплекс психокоррекционных и креативных игр для левшей - детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Использовать игры могут как педагоги детских садов, так и родители. Цикл рассчитан на год (одн...

Консультация для педагогов:"Особые дети: "Левша в мире праворуких"

Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер...