"Эмоциональное благополучие ребенка"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Касторская Ольга Васильевна

Психическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности.

С самого рождения ребенок овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. Общение со взрослым играет важную роль в психическом развитии детей.

Взаимность в общении с взрослым начинает проявляться у младенца уже в 2 месяца. Малыш развивает особую активность, стараясь привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребенка форму общения со взрослыми называют «непосредственно эмоциональной» («ситуативно-личностной»).

К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность со всеми четырьмя ее признаками: интересом к взрослому, эмоциональным отношением к нему, интенсивностью в налаживании контактов со взрослыми и чувствительностью к его оценкам. Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, вокализацией, фиксированием взглядом лица взрослого и прислушиванием к его голосу. С помощью эмоций и чувств ребенок сигнализирует взрослым о своем самочувствии, желаниях, нуждах. Все это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития.

Непосредственно-эмоциональная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Изоляция, дефицит эмоциональных контактов с взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Именно в эмоциональных контактах у ребенка возникает стремление поделиться с взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему.

Однако не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Поэтому нравственное воспитание и воспитание ребенка в целом необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, т.к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

При всей кажущейся простоте распознания и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей 5-7 лет в целом справились с заданием). При этом они точнее определяют радость, восхищение, веселье и затрудняются в определении грусти (эту эмоцию правильно определила половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей давали правильные ответы), удивления (всего 6%). При определении внутренних состояний людей дети, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (поза, жесты). Таким образом даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребенка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Об ошибках семейного воспитания говорит современная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения.

Накопление проблем в воспитании личности оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма, неконтактности. Неуклонно растет количество гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания.

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, пассивностью или, наоборот, повышением активности, дети могут кричать, плакать. Как правило, эти дети составляют группу риска, с ними проводится психологическая работа по развитию коммуникативных навыков, умения децентироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка.

В современном мире, негативное влияние на жизнь людей оказывает огромное количество факторов. Взрослые с трудом могут справляться с плохим настроением, стрессами, депрессией и.д., а зачастую им требуется помощь квалифицированного специалиста. Что же тогда можно сказать о детях, самой незащищенной ячейке нашего общества?! Дети беззащитны перед потоком негатива, отрицательных эмоций взрослых. Зачастую дети с их непосредственностью и наивностью не понимают агрессии взрослых в свой адрес. А ребенку, как, впрочем, и любому взрослому, хочется, чтобы его любили и проявляли свою любовь по отношению к нему. Но далеко не все взрослые без стеснения могут проявлять свои эмоции, чувства в общении с ребенком, следовательно, и ребенка не могут научить самовыражению через гамму своих чувств и эмоций. Становится совершенно понятным, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности. Таим образом, можно сказать, что эмоциональное благополучие ребенка будет залогом развития гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...

Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....