Мастер-класс "Коррекционно-педагогический процесс в условиях Дома ребенка"
материал по теме

Харитонова Светлана Викторовна

Мастер-класс знакомит родителей с основными приемами и методами реабилитации детей-инвалидов. Применение оздоровительных технологий представлено в доступной форме. Даны рекомендации по сенсорному развитию. После ознакомления с мастер-классом родители смогут проводить занятия с детьми в игровой форме в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_konf.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми-инвалидами направлена на ослабление или преодоление отклонений психофизического развития детей.

    Занятия строятся на основе соблюдения охранительного режима, который включает: доброжелательное общение, мягкий, спокойный разговор, похвала и поддержка каждый раз, когда ребенок заслужил это, избегание переутомления ребенка. Для создания ситуации успеха у ребенка необходима доступность предъявляемых заданий. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей малыша, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания была бы хоть не намного, но увеличена. Это позволит ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить новое упражнение и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

    Двигательные нарушения ребенка с детским церебральным параличом ограничивают предметно-практическую деятельность, затрудняют развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, что ставит ребенка в полную зависимость от окружения. Поэтому целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в окружающем мире.

    При проведении занятий с детьми с детским церебральным параличом важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад.

     Для расслабления ребенка берем его за руки чуть повыше запястий и выполняем легкие качающе-потряхивающие движения.  

     Для активизации лицевых мышц проводим в игровой форме массаж.

Массаж лба - «Рисуем дорожки» - поглаживающие движения пальцев от середины лба к вискам; от бровей к волосистой части головы.

«Рисуем яблочки» - круговые движения от бровей к волосистой части головы.

«Пальцевой душ» - легкое постукивание кончиками пальцев по лбу.

«Рисуем большое яблоко» - круговое движение от наружного угла глаз к внутреннему.

Массаж щек. Разминающие, растягивающие движения от углов рта к вискам – «Поднимаемся на гору».

Поглаживающие, растягивающие движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть – «Спускаемся с горы».

Спиралевидные разминания скуловой мышцы – «Рисуем яблочки».

Пощипывание щечной мышцы – «Щиплет гусь», спиралевидные движения – «Рисуем яблочки».

Массаж носа. Вдоль крыльной части носовой мышцы – поглаживающие, растирающие, вибрационные движения сверху вниз.

Массаж носогубной складки. От крыльев носа к углам губ – поглаживающие движения – «рисуем дорожки».

Массаж рта – «Нарисуем усы» - движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта.

 «Весёлый клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины нижней губы к уголкам рта – если нужно актвизировать, повысить тонус губ.

Если губы напряжены и нужно расслабить, понизить тонус губ, применяем упражнение «Клювик» - движения указательными и средними пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

Массаж подбородка. От подбородка к углу рта поглаживающие, разминающие движения.

Массаж шеи. Мягкие легкие обхватывающие движения.

Используем кинестетические стимуляции – поглаживание ворсовой щеткой, что имеет большое значение для развитии и коррекции движений рук.

Развитие осязания пальцев рук прикосновением к различным предметам имеет большое значение для развития тонких, дифференцированных движений пальцев рук и развития речи.

    Используем для снижения тонуса и уменьшения напряженности кистей и пальцев рук криомассаж - массаж  с использованием льда. Ребенок перебирает кусочки льда пальцами. Один из наиболее эффективных и простых методов массажа. Не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.

    В конце занятия проводится релаксация (расслабление): поглаживание плечевого пояса, рук ребенка для снятия мышечного тонуса

   Если ребенок может выполнять самостоятельные движения языком и губами, проводится активная артикуляционная гимнастика.  Регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов, выработать правильное положение языка и губ, необходимое для произнесения звука.

    Начинаем с наиболее простых упражнений. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого можно использовать любой игрушечный персонаж, который учится вместе с ребенком или выполняет упражнения вместе с ним.  Мы используем куклу Цыпу, которая показывает и проделывает вместе с ребенком простые упражнения (высунуть язык, поднять его вверх, подвигать языком в стороны).

 Для выполнения более сложных упражнений используем красочный наглядно-иллюстративный материал в сопровождении стихов и потешек, где главным героем является Язычок. Детям нравится заниматься по этим картинкам. Кроме выполнения упражнений, они отвечают на вопросы по картинкам и сами рассказывают о приключениях язычка, что способствует развитию их  связной речи.

    Все упражнения выполняются в игровой форме. «Жил-был Язычок в своем царстве-государстве, за алыми губами, за белыми зубами. Проснулся язычок рано утром, открыл окошко – открываем рот, и решил посмотреть, какая же погода на улице – упражнение «Лопатка» положить широкий язык на нижнюю губу. Вообще важно научить ребенка расслаблять язык и делать его широким. Это необходимо для правильного произношения многих звуков. Если ребенок выполняет упражнение «Лопатка», а язык у него остается узким и напряженным, можно для расслабления выполнить упражнение «Накажем непослушный язычок» или слегка покусать язычок зубами от кончика к середине и обратно.

    Посмотрел Язычок наверх (поднимаем кончик языка на верхнюю губу), увидел солнышко, поздоровался с ним: «Здравствуй, солнышко-колоколнушко!», посмотрел Язычок вниз (опускаем кончик языка на нижнюю губу), увидел травку, поздоровался с ней: «Здравствуй, травушка-муравушка». Обрадовался язычок, что на улице светит солнышко и запрыгал от радости, как зайка – упражнение «Качели» - поднимаем широкий кончик языка к верхней губе и опускаем к нижней, также поднимаем к верхним зубам и опускаем к нижним. А потом пошел умываться (можно сделать здесь массаж лицевых мышц) и чистить зубки – движения языком из стороны в сторону и снизу вверх за нижними зубами, а также движения языком из стороны в сторону между нижними зубами и нижней губой – «Чистим нижние зубы»; и также движения языком из стороны в сторону и сверху вниз за верхними зубами и между верхними зубами и верхней губой. Заканчиваем  это упражнение круговыми движениями кончика языка между зубами и губами. Потом Язычок пошел пить чай с вареньем.  Он пил чай из чашечки. Упражнение «Чашечка» - сложное и важное упражнение для формирования правильного произношения шипящих звуков и звука «р». Испачкал язычок верхнюю губу вареньем и облизал ее – движения языком сверху вниз.

    Потом Язычок решил погулять – покатался с горки – упражнение «Горка», поскакал на лошадке – поцокать языком, увидел, как кошка лакает молоко и изобразил лакательные движения. Затем увидел, как по двору расхаживает толстый индюк и захотел подразнить его – упражнение «Болтушка» - легкие скользящие движения языком по верхней губе в сопровождении звуков.

    Захотелось язычку поработать – отремонтировать забор, забить молотком гвозди – постучать широким кончиком языка за верхними зубами с произнесением звука «д». Затем он покрасил забор – упражнение «Маляр» - поглаживание широким кончиком языка твердого неба от зубов к горлу и обратно. Наступил вечер, наш Язычок устал и лег спать в свой домик-ротик. Только часики тикали на стене – упражнение «Часики».

    Для развития активных движений губ используем упражнения: «Заборчик», «Шарик», «Хоботок», «Улыбка».

    Другая категория детей-инвалидов - дети, у которых диагностирован синдром Дауна. У них своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, пуговкой, нос, румянец на щеках, рот полуоткрыт. Одни из этих детей вялы и апатичны, другие, наоборот, — возбудимы и беспокойны. Способности к познанию у этих детей значительно ниже, чем у здоровых, но они отличаются умением хорошо подражать окружающим.

    Детям с синдромом Дауна трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об истинном уровне их познавательной деятельности. Однако дети понимают обращенную речь, и если ребенку дать задания, не связанные с его активной речью, например, разложить в отдельные группы картинки с мебелью и посудой, он легко выполнит такие задания.

    Дети-дауны эмоциональны: они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешены, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Музыка доставляет им удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических заданий.

     Дети с болезнью Дауна обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету, величине. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность к общению с окружающими и возможность выполнения несложных видов труда. Обучить их счету нелегко, хотя, если начать занятия как можно раньше, со временем дети приобретут определенные счетные навыки.

    Если кропотливо, изо дня в день заниматься с таким ребенком, то он обязательно постепенно овладеет несложными видами хозяйственно-бытового труда, адаптируется в жизни.

    Специалисты Дома ребенка работают в тесной взаимосвязи друг с другом и решают на занятиях задачи, направленные на:

- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.

- Создание условий для интеллектуального развития ребёнка, его творческих способностей, развития двигательных навыков.

- Совершенствование зрительного, слухового, осязательного восприятия.

 - Расширение ориентировки в окружающем.

- Развитие речи.

    Широко применяются в непосредственно образовательной деятельности информационно-коммуникативные технологии для повышения качества обучения и воспитания. Предъявляемая на экране образная информация в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Объединение аудио, звуковых и анимационных эффектов позволяет получить максимальный объем информации. Именно с помощью компьютера или ноутбука воспитанники Дома ребенка могут познакомиться с  бытовыми эпизодами, с окружающими объектами и явлениями, которые недоступны для непосредственного наблюдения.       

    Технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеют не только коррекционно-развивающее, но и оздоровительное значение. 

    Большая роль принадлежит дыхательной гимнастике. Она необходима для воспитания правильной речи: формирования плавного продолжительного выдоха, тренирует умение экономно расходовать воздух в процессе речи. Параллельно с этим дыхательная гимнастика имеет оздоровительное значение: насыщение организма кислородом,
улучшение обменных процессов,
нормализация психо-эмоционального состояния, 
повышение иммунитета. 

    При выполнении дыхательной гимнастики воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Следить, чтобы у ребенка не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями). Достаточно 3-5 повторений, т.к. многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

     Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца.

     Если вначале вырабатываем физиологическое дыхание, то в последующем присоединяем к выдоху произнесение звуков, т.е. вырабатываем речевое дыхание. Соединение дыхания со звуком также имеет оздоровительное значение: усиление защитных реакций организма, и положительное влияние на некоторые участки тела и головного мозга.

     Сначала учим ребенка произносить на выдохе гласные звуки. Произносим звук и показываем  ребенку его артикуляцию: широко открываем рот и поем песенку — а-а, делаем губы колесом и поем песенку — о-о. Вытягиваем губы вперед и поем – у-у. Улыбаемся, показывая зубы и поем песенку — и-и. Эти упражнения можно сопровождать движениями рук: на вдохе ребенок поднимает руки вверх, на выдохе опускает руки вниз и пропевает гласные звуки.

   Таким образом, звуковая гимнастика тесно связана с дыхательной.

    Неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми является развитие мелкой моторики, куда входят пальчиковая гимнастика, разнообразные игры с предметами.

    Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики помогает убрать напряжение с рук, улучшить произношение звуков, эффективно развивать внимание, мышление, память. Благотворное влияние пальчиковая гимнастика оказывает и на развитие речи, так как в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что способствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

    Проводятся статические пальчиковые игры, когда пальчики ставятся в определенные позиции, изображающие животных и предметы окружающего мира: «Зайка», «Коза», «Дом», «Елка», «Замок», «Лодочка», «Пароход», «Колечко», «Птичка».

    И динамические пальчиковые игры, включающие движения пальчиков и кистей рук: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять…», «Молотком стучу, стучу, сто гвоздей заколочу…»

    Пальчиковые игры проводятся и в музыкальном сопровождении.

    Для развития мелкой моторики полезны игры с мозаикой, счетными палочками, шнуровкой, прищепками. В каждой семье остается много ненужных пробок от пластиковых бутылок. Используя их и 4 небольшие баночки из-под кофе, можно изготовить игру для развития мелкой моторики и умения соотносить цвета предметов. Обклеить баночки самоклеющейся бумагой 4 основных цветов, собрать пробки этих же цветов и предложить ребенку бросать каждую пробку в прорезь именно той банки, цвет которой соответствует цвету пробки.

    Можно приготовить «пальчиковый бассейн» - собрать пластмассовые пробки в большом количестве в детские пластмассовые ведра, в тазик или в коробку. Дети погружают в пробки кисти рук, ищут спрятанные в «бассейне» мелкие игрушки, можно использовать игрушки из киндерсюрпризов. В качестве наполнителя используются также горох и фасоль.

     Полезен самомассаж рук еловой шишкой, карандашом, массажным мячиком, камушками.

     Но лучше использовать массажный шарик "Су-Джок" для проведения Су-Джок терапии. Шарик представляет из себя пластмассовый массажер с шипиками, который открывается, разделяясь на 2 половинки, внутри находятся 2 металлических массажных кольца.  Массируя кисти рук с помощью шарика, мы "массируем" все свои внутренние органы, т.к. на ладони расположены точки, которые соответствуют различным органам в организме. Массаж пальцев рук благотворно влияет также на развитие речи, т.к. от пальчиков поступают импульсы в речевые области коры головного мозга, в результате чего активизируется развитие речи ребенка. Если у ребенка задержка речевого развития, и мама будет регулярно заниматься с ним с использованием данного шарика, то ее труд обязательно будет вознагражден.

    Проговариваем текст и катаем шарик между ладонями рук:

«Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь (сжать шарик ладонями)».
   Затем массируем ладошку круговыми движениями со словами: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" и после этого вытаскиваем колечки.
С помощью колец массируем пальцы, скользя колечком вверх-вниз по каждому пальчику в сопровождении любой пальчиковой потешки: с маленькими детьми «Этот пальчик дедушка...», с детьми постарше «Этот пальчик самый толстый, самый толстый и большой...»

    Мизинчик отвечает за работу сердца, снимает психическое и нервное напряжение. Безымянный положительно воздействует на печень и почки. Массаж подушечки среднего пальца улучшает работу кишечника; указательного – стимулирует желудок и поджелудочную железу. Большой палец повышает активность мозга. Этот массаж не противопоказан и взрослым.

    Кроме воздействия на внутренние органы и речь, массажер предназначен для:

- лечения проблем эндокринной и нервной систем;

- применяется при  терапии после травм кисти;

- снимает стресс, усталость, болевые ощущения.

    Лечению поддаются практически все болезни, особенно в комплексе с традиционными методами лечения. Особенно хорошие результаты получаются при лечении методикой Су-Джок депрессивных состоний, гинекологических и урологических заболеваний, заболеваний дыхательной и пищеварительной систем.

    Ароматерапия. Обоняние играет важную роль в нашем организме и отвечает за эмоциональное и психическое состояние человека. Вдыхание приятных ароматов оказывает целебное воздействие на внутренние органы и активизирует энергетические центры, повышая его сопротивляемость вредным внешним воздействиям.

    Ароматерапия для детей до 2-х лет проводится только после консультации с ароматерапевтом. Детям до года не рекомендуется применять мяту перечную. Чайное дерево, розмарин, герань и чабрец нельзя применять до шестилетнего возраста. До 12 лет противопоказано детям масло гвоздики.

    Легко возбудимому и плаксивому ребёнку помогут обрести спокойствие и равновесие ароматы розы, аниса, сандала, ладана, апельсина. Если малыш закомплексован и не уверен в своих силах, то помочь ему сможет запах майорана, базилика, апельсина и корицы.

   Агрессивному и драчливому ребёнку полезна будет ароматерапия с лавандой и ладаном.

    Объясняем детям, что вдыхаем аромат носом с закрытым ртом. Глаза при этом тоже закрыты, чтобы были больше задействованы именно  обонятельные анализаторы.

    Музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки оказывает благоприятное воздействие:  повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

    Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано может активизировать, а может успокаивать нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Спокойная музыка влияет на выработку гормонов удовольствия, оказывает расслабляющее действие. Активизирующая музыка повышает энергетический заряд, настраивая на позитивное и радостное отношение к окружающему. Мы  широко используем музыкальные произведения для сопровождения как учебной деятельности детей, так и для сопровождения режимных моментов.

    Органично сочетаются технологии музыкотерапии, ароматерапии в условиях темной сенсорной комнаты. Попадая в эту комнату, где все журчит, звучит, переливается разными цветами, дети как будто попадают в мир сказки. Оборудование сенсорной комнаты позволяет осуществлять цветотерапию, которая является своеобразным целителем и прекрасным методом восстановления деятельности организма. В зависимости от индивидуальных особенностей детей используется   изменение цвета освещения сенсорной комнаты.

    Красный, оранжевый, желтый цвета больше используются в работе с пассивными, заторможенными, не уверенными в себе детьми. Эти цвета пробуждают энергию, повышают работоспособность, устраняют неуверенность, улучшают настроение и память. Зеленый, синий, голубой, цвета больше используются в работе с возбудимыми, гиперактивными детьми, так как обладают функцией успокоения, расслабления, снижения эмоциональной напряженности. Пребывание детей в сенсорной комнате способствует нормализации психоэмоционального состояния, снижает беспокойство и агрессивность, активизирует мозговую деятельность, восстанавливает работоспособность.

    В Доме ребенка создана светлая сенсорная комната с дидактическими пособиями и материалами  для сенсорного  развития. Занятия в ней проводятся с использованием элементов методики М. Монтессори.

    Комната оборудована специальными эталонными М.Монтессори  - материалами. Это коричневая лестница, розовая башня, деревянные блоки с цилиндрами – вкладышами, ящички с цветными цилиндриками, геометрический комод и другими материалами. Материал в комнате постоянно пополняется новыми дидактическими игрушками и пособиями.

    Подобраны пособия для упражнений в практической жизни: сыпучий материал (разные крупы), ёмкости для игр с водой.

    Суть метода Монтессори – свободная работа детей в подготовленной среде при ограничении прямого воздействия педагога.

    Подготовленная среда – это        предметно – пространственная среда, с расположенными в  открытом доступе разнообразными, интересными для детей автодидактическими –  самообучающими  материалами. Такая среда позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном  темпе.

    Дети закрепляют умение выделять цвет  предметов, соотносить  и  группировать  их по  цвету. Запоминание названий цвета является для детей трудной задачей, и этой стороне деятельности нужно уделять особое внимание. Вначале учим соотнесению цветов. Ребенок раскладывает предметы двух цветов в разные стороны. Взрослый показывает, как это сделать, при этом спрашивая, куда положить предмет того или иного цвета. Например, показывая ребенку желтую палочку,  спрашиваем его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего показывает жестом. Кладем желтую палочку рядом с другими желтыми палочками и поясняем, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить каждую палочку.

    Занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещать на белом фоне. Если используются карандаши, то лучше, чтобы они были не заточенными. Если ребенок затрудняется назвать цвет того или иного предмета, можно использовать прием опредмечивания цвета: зеленый цвет — это елочка; красный — огонек, ягодка; синий — цветочек, желтый – цыпленок, солнышко и т.д.

    В комнате Монтессори дети учатся различать и называть геометрические фигуры. Для этого подбирают фигуры к соответствующим окошкам. Составляют целую геометрическую фигуру из нескольких частей. Учатся  различным  типам захватывания – кулаком, щепотью, пинцетным способом. Развитие трех пальчиков (щепоть) необходимо для овладения в дальнейшем пишущими  инструментами.

    «Совершенствование  движений,  их координация,  контроль –

насущная потребность человеческого существа   именно в период детства», - писала М. Монтессори. Поэтому она много внимания уделяла упражнениям в практической жизни. С этой целью детям предлагаются упражнения с водой и сыпучим материалом (крупами). Упражнения с водой снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка.

    Занятия  с использованием методов М.Монтессори воспитывают в детях самодисциплину: умение самостоятельно  организовать свою работу (выбрать нужный материал).

    Таким образом, коррекционно-педагогический процесс в условиях Дома ребенка направлен не только на восстановление нарушенных функций и коррекцию недостатков детей-инвалидов, но и на адаптацию детей к окружающей жизни и условиям обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного

Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...

Картотека художественного слова в ходе руководства режимными процессами для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

Ипользования художественного слова в режимных моментах обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и...

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....

Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.

Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.  Актуальной проблемой де...

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»

Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы...