Влияние музыки на формирование личности дошкольника
консультация (старшая группа) на тему

Терина Надежда Ивановна

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

 

 

История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека всю жизнь. Влияние музыки и её воспитательное значение трудно переоценить.

В былые времена в быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры  оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления о музыке углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В советское время, когда музыкальная культура  была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Ныне, в переходный период развития страны, характеризующийся неустойчивостью идеологических установок, отсутствием единого понимания социально-нравственных ценностей не все дети могут обучаться музыке, т.к. разница сословий стала значительно противоположнее и остро чувствуется материальная  зависимость. Это стало актуальной проблемой современного общества начала ХХ1 века.

 

Каким же образом ребенок усваивает музыку и как она влияет на его формирование?

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. А воображение обогащает все творческие проявления детей. Интерес к музыке, её эмоциональное переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. Они являются частью эмоционально-интеллектуальной сферы личности. Чем богаче интеллектуально человек, тем глубже, сознательнее, адекватнее и творчески он воспринимает окружающую его действительность, тем богаче его духовный мир.

Дошкольный возраст это та почва, в которую необходимо сеять всё лучшее, что необходимо человеку в дальнейшем опыте жизни, чем больше посеяно, тем больше взойдет. Музыка, образно говоря, это одно из самых ценных зёрен, которое не заставит себя долго ждать, и его полезность в том, что оно поможет взойти зернам логики, без которых немыслимо умственное развитие ребенка.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет учиться говорить. Так же и музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в искусстве и в жизни. И напротив, отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыка воздействует на ребенка с момента формирования его организма, т.е. с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ещё не родившегося человека, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

         В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Первые колыбельные песни матери, музыка, которая звучит в его комнате, должны отразиться в памяти ребенка, как яркие музыкальные впечатления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих  в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

         Музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику  эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и  выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие  музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Давно замечено, что ребенок, обучающийся музыке, успешнее других учится в школе и богаче духовно, а соответственно, и успешнее в жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека всю жизнь. Влияние музыки и её воспитательное значение трудно переоценить.

В былые времена в быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры  оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления о музыке углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В советское время, когда музыкальная культура  была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Ныне, в переходный период развития страны, характеризующийся неустойчивостью идеологических установок, отсутствием единого понимания социально-нравственных ценностей не все дети могут обучаться музыке, т.к. разница сословий стала значительно противоположнее и остро чувствуется материальная  зависимость. Это стало актуальной проблемой современного общества начала ХХ1 века.

Каким же образом ребенок усваивает музыку и как она влияет на его формирование?

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. А воображение обогащает все творческие проявления детей. Интерес к музыке, её эмоциональное переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. Они являются частью эмоционально-интеллектуальной сферы личности. Чем богаче интеллектуально человек, тем глубже, сознательнее, адекватнее и творчески он воспринимает окружающую его действительность, тем богаче его духовный мир.

Дошкольный возраст это та почва, в которую необходимо сеять всё лучшее, что необходимо человеку в дальнейшем опыте жизни, чем больше посеяно, тем больше взойдет. Музыка, образно говоря, это одно из самых ценных зёрен, которое не заставит себя долго ждать, и его полезность в том, что оно поможет взойти зернам логики, без которых немыслимо умственное развитие ребенка.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет учиться говорить. Так же и музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в искусстве и в жизни. И напротив, отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыка воздействует на ребенка с момента формирования его организма, т.е. с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ещё не родившегося человека, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

        В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Первые колыбельные песни матери, музыка, которая звучит в его комнате, должны отразиться в памяти ребенка, как яркие музыкальные впечатления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих  в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

        Музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику  эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и  выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие  музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Давно замечено, что ребенок, обучающийся музыке, успешнее других учится в школе и богаче духовно, а соответственно, и успешнее в жизни.



Предварительный просмотр:

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека всю жизнь. Влияние музыки и её воспитательное значение трудно переоценить.

В былые времена в быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры  оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления о музыке углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В советское время, когда музыкальная культура  была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Ныне, в переходный период развития страны, характеризующийся неустойчивостью идеологических установок, отсутствием единого понимания социально-нравственных ценностей не все дети могут обучаться музыке, т.к. разница сословий стала значительно противоположнее и остро чувствуется материальная  зависимость. Это стало актуальной проблемой современного общества начала ХХ1 века.

Каким же образом ребенок усваивает музыку и как она влияет на его формирование?

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. А воображение обогащает все творческие проявления детей. Интерес к музыке, её эмоциональное переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. Они являются частью эмоционально-интеллектуальной сферы личности. Чем богаче интеллектуально человек, тем глубже, сознательнее, адекватнее и творчески он воспринимает окружающую его действительность, тем богаче его духовный мир.

Дошкольный возраст это та почва, в которую необходимо сеять всё лучшее, что необходимо человеку в дальнейшем опыте жизни, чем больше посеяно, тем больше взойдет. Музыка, образно говоря, это одно из самых ценных зёрен, которое не заставит себя долго ждать, и его полезность в том, что оно поможет взойти зернам логики, без которых немыслимо умственное развитие ребенка.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет учиться говорить. Так же и музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в искусстве и в жизни. И напротив, отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыка воздействует на ребенка с момента формирования его организма, т.е. с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ещё не родившегося человека, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

        В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Первые колыбельные песни матери, музыка, которая звучит в его комнате, должны отразиться в памяти ребенка, как яркие музыкальные впечатления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих  в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

        Музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику  эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и  выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие  музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Давно замечено, что ребенок, обучающийся музыке, успешнее других учится в школе и богаче духовно, а соответственно, и успешнее в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

В статье приводится ряд аргументов против большинства западных мультфильмов и примеры их негативного влияния на формирующуюся личность дошкольника....

Влияние музыки на развитие личности дошкольника

Влияние музыкина развитие личности дошкольника Одна из главных задач музыкального воспитания детейдошкольного возраста - развитие музыкальных способностей во всехдоступных им видах музыкальной де...

влияние музыки на развитие личности дошкольника - консультация для родителей

Консультация музыкального руководителя "Влияние музыки на развитие личности ребенка"...

Методические рекомендации для родителей "Влияние музыки на развитие личности дошкольника".

Развитие гормоничной личности  и творческой одарённости  ребёнка не возможны без музыки....

Влияние музыки на развитие личности дошкольника

Одна из главных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развитие музыкальных способностей во всехдоступных им видах музыкальной деятельности: слушании, пении, песенномтворчестве, му...

Влияние музыки на развитие личности дошкольника.

Одна из главных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развитие музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности: слушании, пении, песенном творчестве, ...

Консультация для родителей детского сада "Влияние музыки на развитие личности дошкольника"

В данной консультации даются советы родителям как музыка влияет на дошкольника....