Влияние музыки на формирование личности дошкольника
консультация (старшая группа) на тему

Терина Надежда Ивановна

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

 

 

История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека всю жизнь. Влияние музыки и её воспитательное значение трудно переоценить.

В былые времена в быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры  оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления о музыке углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В советское время, когда музыкальная культура  была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Ныне, в переходный период развития страны, характеризующийся неустойчивостью идеологических установок, отсутствием единого понимания социально-нравственных ценностей не все дети могут обучаться музыке, т.к. разница сословий стала значительно противоположнее и остро чувствуется материальная  зависимость. Это стало актуальной проблемой современного общества начала ХХ1 века.

 

Каким же образом ребенок усваивает музыку и как она влияет на его формирование?

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. А воображение обогащает все творческие проявления детей. Интерес к музыке, её эмоциональное переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. Они являются частью эмоционально-интеллектуальной сферы личности. Чем богаче интеллектуально человек, тем глубже, сознательнее, адекватнее и творчески он воспринимает окружающую его действительность, тем богаче его духовный мир.

Дошкольный возраст это та почва, в которую необходимо сеять всё лучшее, что необходимо человеку в дальнейшем опыте жизни, чем больше посеяно, тем больше взойдет. Музыка, образно говоря, это одно из самых ценных зёрен, которое не заставит себя долго ждать, и его полезность в том, что оно поможет взойти зернам логики, без которых немыслимо умственное развитие ребенка.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет учиться говорить. Так же и музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в искусстве и в жизни. И напротив, отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыка воздействует на ребенка с момента формирования его организма, т.е. с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ещё не родившегося человека, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

         В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Первые колыбельные песни матери, музыка, которая звучит в его комнате, должны отразиться в памяти ребенка, как яркие музыкальные впечатления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих  в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

         Музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику  эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и  выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие  музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Давно замечено, что ребенок, обучающийся музыке, успешнее других учится в школе и богаче духовно, а соответственно, и успешнее в жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека всю жизнь. Влияние музыки и её воспитательное значение трудно переоценить.

В былые времена в быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры  оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления о музыке углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В советское время, когда музыкальная культура  была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Ныне, в переходный период развития страны, характеризующийся неустойчивостью идеологических установок, отсутствием единого понимания социально-нравственных ценностей не все дети могут обучаться музыке, т.к. разница сословий стала значительно противоположнее и остро чувствуется материальная  зависимость. Это стало актуальной проблемой современного общества начала ХХ1 века.

Каким же образом ребенок усваивает музыку и как она влияет на его формирование?

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. А воображение обогащает все творческие проявления детей. Интерес к музыке, её эмоциональное переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. Они являются частью эмоционально-интеллектуальной сферы личности. Чем богаче интеллектуально человек, тем глубже, сознательнее, адекватнее и творчески он воспринимает окружающую его действительность, тем богаче его духовный мир.

Дошкольный возраст это та почва, в которую необходимо сеять всё лучшее, что необходимо человеку в дальнейшем опыте жизни, чем больше посеяно, тем больше взойдет. Музыка, образно говоря, это одно из самых ценных зёрен, которое не заставит себя долго ждать, и его полезность в том, что оно поможет взойти зернам логики, без которых немыслимо умственное развитие ребенка.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет учиться говорить. Так же и музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в искусстве и в жизни. И напротив, отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыка воздействует на ребенка с момента формирования его организма, т.е. с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ещё не родившегося человека, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

        В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Первые колыбельные песни матери, музыка, которая звучит в его комнате, должны отразиться в памяти ребенка, как яркие музыкальные впечатления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих  в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

        Музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику  эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и  выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие  музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Давно замечено, что ребенок, обучающийся музыке, успешнее других учится в школе и богаче духовно, а соответственно, и успешнее в жизни.



Предварительный просмотр:

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека всю жизнь. Влияние музыки и её воспитательное значение трудно переоценить.

В былые времена в быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры  оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления о музыке углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В советское время, когда музыкальная культура  была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Ныне, в переходный период развития страны, характеризующийся неустойчивостью идеологических установок, отсутствием единого понимания социально-нравственных ценностей не все дети могут обучаться музыке, т.к. разница сословий стала значительно противоположнее и остро чувствуется материальная  зависимость. Это стало актуальной проблемой современного общества начала ХХ1 века.

Каким же образом ребенок усваивает музыку и как она влияет на его формирование?

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. А воображение обогащает все творческие проявления детей. Интерес к музыке, её эмоциональное переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. Они являются частью эмоционально-интеллектуальной сферы личности. Чем богаче интеллектуально человек, тем глубже, сознательнее, адекватнее и творчески он воспринимает окружающую его действительность, тем богаче его духовный мир.

Дошкольный возраст это та почва, в которую необходимо сеять всё лучшее, что необходимо человеку в дальнейшем опыте жизни, чем больше посеяно, тем больше взойдет. Музыка, образно говоря, это одно из самых ценных зёрен, которое не заставит себя долго ждать, и его полезность в том, что оно поможет взойти зернам логики, без которых немыслимо умственное развитие ребенка.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет учиться говорить. Так же и музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в искусстве и в жизни. И напротив, отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыка воздействует на ребенка с момента формирования его организма, т.е. с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ещё не родившегося человека, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

        В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Первые колыбельные песни матери, музыка, которая звучит в его комнате, должны отразиться в памяти ребенка, как яркие музыкальные впечатления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих  в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

        Музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику  эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и  выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие  музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Давно замечено, что ребенок, обучающийся музыке, успешнее других учится в школе и богаче духовно, а соответственно, и успешнее в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

В статье приводится ряд аргументов против большинства западных мультфильмов и примеры их негативного влияния на формирующуюся личность дошкольника....

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

Консультация для родителей о влиянии мультфильмов на формирование личности дошкольника...

Влияние природы на формирование личности дошкольника.

Влияние природы на формирование личности дошкольника...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

laquo;Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культу...

«Влияние музыкотерапии на формирование личности дошкольника - будущего первоклассника

laquo;ВЛИЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»СодержаниеВведение 1. Музыка для ребенка-мир радостных переживаний. 2. Музыка играет одну из...

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

laquo;Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культу...

Влияние музыки на развитие личности дошкольника

Влияние музыкина развитие личности дошкольника Одна из главных задач музыкального воспитания детейдошкольного возраста - развитие музыкальных способностей во всехдоступных им видах музыкальной де...