Мероприятие выходного дня для родителей детей дошкольного возраста "Песочная игротека"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Афанасьева Ирина Михайловна

Цель такого мероприятие, повышение психолого - педагогической компетентности родителей  в развитие эмоционально - коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_igroteka.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

GERB-BW

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ЦЕНТр  РАЗВИТИя  РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД № 135 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Мероприятие выходного дня для родителей

«Песочная игротека».

Провела: педагог – психолог

 Афанасьева И.М.

Тюмень,2016

Дата проведения 14.05.2016г.

Место проведения: МАДОУ д\с 135 корпус №3 (ул. Профсоюзная 30)

 кабинет педагога – психолога.

Цель: создание условий для повышения психолого – педагогической компетентности родителей в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии.

Задачи:

- ознакомления  с инновационной технологией песочной терапии;

- обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье,  в процессе переноса полученных знаний и навыков песочной терапии  в совместную практическую деятельность с детьми;

      - создание  условий для тесного  взаимодействия с семьями воспитанников;

      -  повышение уровня информированности родителей  о использовании  ДОУ инновационных технологий песочной терапии.

Материалы: столы, кинетический песок, песочный набор, кварцевый песок, световой стол, мелкие игрушки («киндеры»), картинки животныхи предметов для загадок, буклеты для родителей.

Предполагаемый результат:

- активные и заинтересованные родители, ориентированные на развитие у ребёнка эмоционально -  коммуникативной сферы, посредством песочной терапии;

- повышение уровня информированности родителей о использовании  ДОУ инновационных технологий песочной терапии;

- привлечение к взаимодействию с ДОУ  и укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве.

Ход мастер – класса.

- Здравствуйте, уважаемые родители!
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».


А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. 
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

Отгадай загадку.
Цель: развитие мышления, моторики. Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки. Ход игры: Педагог загадывает загадку, участник отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, участник проверяет правильность ответа.

Загадки:

  • Бежит, иногда гудит.
    В два глаза зорко глядит.
    Только красный свет настанет –
    Он в момент на месте встанет. (Автомобиль)
  • Глазастая, зубастая,
    Хвостом виляет,
    В океане промышляет. (Акула)
  • Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

 Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец).

Цветные заборчики.
Цель: развитие сенсорного восприятия, счета, понятий высоки-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Оборудование: песочница, счетные палочкиКюизера, или карандашики разноцветные по 10 штук разных цветов.
Ход игры: на столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов, педагог просит участника выбрать из них синие и построить заборчик синего цвета и т.д. Можно предложить участнику построить забор от самой высокой до самой низкой полоски, от самой толстой до самой тонкой и наоборот.

Соседи чисел.
Цель: порядковый счет от 1 до 5.
Оборудование: цифры от 1 до 5, песочница.
Ход игры: педагог выкладывает цифры, в ряд, пропуская некоторые, оставляя пустое место. Участники смотрят, находят пропущенную цифру и вписывают пальцем ее.

Рисование песком на световом столе

Рисуя песком - Вы воплощаете те линии и характер, которые присущи только Вам. Так Вы можете обрести  свой собственный стиль.

Песочная анимация или рисование песком - очень увлекательный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир.

Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать на песке, не обязательно владеть какими-то особыми умениями или образованием. Здесь важно, чтобы Ваши пальцы и душа заговорили на одном языке, поняли друг друга.

 Педагог: - Положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам? (Ответы)

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Песок, какой? (Ответы)

Педагог: Давайте уберем руку и посмотрим, что осталось? (Ответы)

- На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения)

И снова ветерок подул, тучку принес, дождик пошел…

Пальчиковая гимнастика «Тучка»

Далее педагог просит детей и родителей перевернуть руки ладонями вверх и так потрогать песочек.

Убрав руку, смотрят, что получилось? Педагог в это время загадывает загадку:

Хожу, брожу по волосам, а зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Ответы детей)

Дорисовывают расческу.

Педагог: Еще пуще ветер разгулялся, (дети ровняют песок) и оказались мы с вами, в густом лесу (Рисуют лес, деревья большие и маленькие – левой и правой рукой поочередно), вот и дорожка, а по дорожке катится круглый, румяный… ( ответы).

Рисуют колобка кулачком, и применяют прием насыпания песка по образцу педагога. Рисуя «Колобка», дети могут припевать песенку из сказки.

Игры с кинетическим песком

Что же такое кинетический песок?

  Это продукт швецкого производства, который  представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % связывающей его частицы между собой.

Основные преимущества кинетического песка

  • нетоксичен, не вызывает аллергии;
  • не поддерживает развитие микроорганизмов и практически не имеет запаха;
  • несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;
  • не высыхает, остается постоянно остается «влажным на ощупь»;
  • не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
  • им  практически невозможно засорить глаза;
  • не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.
  • в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон, и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выводится из организма естественным путем.
  • не требует специальных условий хранения.

Вы уже познакомились  с  этим материалом.  На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время руки  остаются сухими. Его можно мять, пересыпать из одной руки в другую.  КАКОЙ ОН?  (Он рыхлый,  из него можно строить разнообразные фигуры). Особенно полезно играть с песком с детьми замкнутыми, застенчивыми, тревожными,  агрессивными, неуверенными в себе. Песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы, страхи.

- А сейчас мы с Вами  поиграем с песком в игры,  которые  можно играть с ребенком дома.

Упражнение. «Самая  высокая горка».

Я предлагаю вам построить максимально высокую горку. Побеждает тот, кто построит самую высокую горку. Это упражнение вызывает интерес к песку. В результате данного упражнения происходит вынос наружу своих внутренних переживаний и воплощение их в песке.

У кого получилась самая высокая горка? (аплодисменты победителю)

Вы чувствуете, как меняется ваше настроение?

Упражнение  «Песочный дождь».

Он может быть разной высоты: низкий, средний, высокий; разной силы: одиночными капельками или же быстрым ливнем.

Какой дождь вызвал у Вас эмоциональный отклик?

Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?

(радость, удивление, восхищение)

Эти же эмоции возникают у ваших детей, что  способствует развитию умения выражать свои чувства.

Это упражнение развивает мелкую моторику рук, регуляция мышечного напряжения и расслабления, снижение уровня тревожности.

Упражнение «Расписная тарелка».

Я предлагаю вам сделать круг  толщиной в мизинчик. И красиво украсить свою тарелку только отпечатками руки, пальцев и ногтей.

Это упражнение развивает зрительно – моторную координацию, пространственное представление, фантазии, воображение, мелкую моторику руки, тактильную чувствительность.

 Детям, младшего и среднего возраста, вызывает затруднения создавать круг, они увлекаются процессом, а не результатом.

Работа с песком всегда работает положительно на самооценку  не только ребенка, но и взрослого человека. Здесь, если даже вы не умеете рисовать, у вас все равно  получаются хорошие рисунки.

Итак, посмотрим, что же у вас получилось?

Чем вы украшали свои тарелочки?

Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?

Упражнение  «Отгадай  животное».

Из песка делаем квадрат толщиной в мизинчик. В своем квадрате, используя только отпечатки пальцев, нарисовать любое  животное.  Главное,  вслух вы не произносите, какое животное вы изобразили. Предложить  ребенку угадать, что это за животное. Затем ребенок "загадывает загадку"  Вам.

Это упражнение, так же развивает зрительно – моторную координацию,  воображение, пространственное представление, фантазию, мелкую моторику руки, тактильную чувствительность.

Для детей младшего возраста вызывает затруднения нарисовать животное. Трансформация из одной фигуры в другую.

Отгадайте, какое животное изобразил Ваш партнер?

Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?

Упражнение  «Делай как я».

Игра  в паре. Один ведущий, а другой – ведомый. Ведущий выполняет различные манипуляции с песком, а задача другого, четко за ним повторять, без малейших искажений.  А затем игроки меняются ролями.

Это упражнение развивает  зрительное восприятие, быстроту реакции, внимание,  образное мышление, фантазию.

Для детей младшего возраста темп выполнения действия медленный. Ведущий – взрослый.

Творческая деятельность «Песочная картина» (рисование цветным кварцевым песком)

Рефлексия

Рефлексия. Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие психических и речевых процессов.
Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?  До новых встреч!!!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб., 2002
  4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.

  1. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2010.
  2. Елена Тарарина. https://youtu.be/iYpxfwIUGUs.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Как провести выходной день с родителями"

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами реб...

Консультация для родителей "Создание домашней игротеки для детей с нарушением речи"

В этой консультации даны рекомендации родителям о подборе игр для развития психических процессов у ребёнка....

Новая форма работы - маршрут выходного дня, мероприятия которые могут посетить родители вместе с детьми.

Маршрут выходного дня, это новая разработка в процессе взаимодействия ДОУ с родителями. Маршрут выходного дня создается согласно теме недели, идущей в детском саду, обязательно указываются задачи этой...

Спортивное мероприятие выходного дня «Моя семья»

Как провести выходной день с семьёй? На природе? Да ещё с друзьями... Мы решили организовать спортивное мероприятие с семьями воспитанников в выходной день. Погода не подвила, родители и дети выполнял...

Буклет для родителей "Домашняя физкультурная игротека для детей и родителей"

Совместная игра — это очень полезный навык для формирования дружеских и доверительных отношений между ребенком и родителями....

Сценарий мероприятия по формированию здорового образа жизни для детей и родителей подготовительной группы «Игротека здоровья»

Сценарий мероприятия по формированию здорового образа жизни для детей  и родителей подготовительной  группы «Игротека здоровья»  Цель: Создание положительного эмоц...

Мероприятие выходного дня, соревнования по мини-футболу

Мини-футбол - органично развивающийся молодой вид спорта. Он соединяет в себе преимущества наиболее популярного во всем мире вида спорта - футбола и не требовательность к спортивным сооружениям для ег...