Главные вкладки

    План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему:
    Интерактивное занятие с родителями и детьми подготовительных групп "На пороге к школе"

    Маклова Наталья Александровна

    Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. А для этого необходимо повышать уровень психологической грамотности родителей, вовлекая их в совместную деятельность.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_poroge_k_shkole.docx27.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 53 «Светофорик» г. Альметьевска»

    Рассмотрено:

    На педагогическом совете № 4

    От 10.03.2016 г.

    Протокол № 4

                                                     

                 

    Совместная деятельность с детьми и родителями

     «На пороге к школе»

    (в рамках городской тематической недели «Специалист»

    по проблеме: «Партнёрские отношения детского сада и родителей»)

    Подготовили и  провели:

    педагог-психолог  I квалификационной категории

     Маклова Наталья Александровна,

                                                      музыкальный  руководитель

    Чаплагина Наталья Ивановна

    2016 год

    Цель: развитие у детей и их родителей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.

    Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей и родителей интерес к познанию, активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать  во всех участниках эмоционально - двигательное самовыражение.

    Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать внимание, память, восприятие, пространственные представления, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, связную речь у детей и быстроту движений

    Образовательные задачи: закрепить знания детей о геометрических фигурах. Самостоятельно находить схожие фигуры. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Учить копировать рисунок за определенное время. Уметь составлять творческий рассказ.

    Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

    Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково—исследовательские.

    Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, использование ТСО.

    Наглядные средства обучения: карточки с заданиями  (20 шт.), бумага А4 (40 листов), простые карандаши (20 шт.), мешочек с игрушками: овощи и фрукты – 10 шт.

    Предварительная работа: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию познавательных процессов. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала.  Подбор музыки для физ. минутки, игры-приветствия, контактного массажа, спокойной музыка для фона Изучение методической литературы.

    Структура:

    1. Психологический настрой, вводный организационный момент
    2.  «Игра-приветствие»
    3. «Почему я хочу в школу». Вопрос – ответ.
    4. «Найди такую же фигуру». Раздаточный материал.
    5. «Скопируй фигуры». Раздаточный материал.
    6. «Нарисуй и закрась треугольники». Рисование символических изображений.
    7. «Наши ручки». Развитие мелкой моторики.
    8. «Определи положение фигуры в пространстве». Ориентировка в пространстве.
    9. Физминутка. Игра «Карусель»
    10. Контактный массаж
    11. «Я положил в мешок». Игра на развитие памяти.
    12. «Я - фотоаппарат».  Игра на развитие памяти.
    13. «Ассоциативная цепочка». Вопрос- ответ.
    14. «Что общего и чем отличаются предметы». Игра на развитие логического мышления.
    15. «Сочиняем сказку». Развитие творческого воображения.
    16. Итог, высказывания родителей
    17. Ритуал прощания, раздача буклетов

    Ход занятия:

    Приветствие.(в зал входят родители с детьми, на груди у каждого бейджики с именами и номер стола)

    (слайд 1) Психолог: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Здравствуйте уважаемые гости!

    Муз.руководитель: Исенмесез, балалар!

    Дети: Здравствуйте.

    Психолог: Давайте поприветствуем наших гостей, поздороваемся с ними. Я предлагаю вам сегодня

    активно поработать, показать свои знания и умения.

    Муз.руководитель: А для того, чтобы наша  работа была плодотворной, чтобы наши участники были более активны,  я предлагаю вам подзарядиться.

    (слайд 2) (игра-приветствие по кругу)

    По окончании игры детей просят подойти к своим родителям

    Муз.руководитель: Теперь я думаю, все готовы приступить к нашим заданиям. Прошу занять свои места.

                                       Участники занятия садятся на стульчики за столы

    (слайд 3)  Психолог: Вот и выросли наши ребята. Скоро они покинут стены этого сада и пойдут в школу. Ребята, а вы хотите пойти в школу? А почему вы хотите пойти в школу? (ответы детей)

    Ответы детей разные. Это говорит о различной позиции детей посещать образовательное учреждение или мотивационной готовности детей к школе.

     Мотивационная готовность к школе.

    (слайд 4-12) На слайдах представлены ситуации в рисунках «Почему я хочу в школу».

    Психолог: Уважаемые, родители, постарайтесь определить по рисунку, каков мотив учения ребенка на рисунке (ответы родителей).

    (слайд 13) Теоретическая справка для родителей о мотивационной готовности к школе.

    Существуют несколько мотивов учения:

    • Учебный (получение новых знаний)
    • Оценочный (получать только «пятерки»)
    • Социальный (потребность в общении, новые друзья, общение в коллективе)
    • Игровой (на переменах можно бегать, играть с друзьям)
    • «Подчинение неизбежному» (все идут в школу, этого не избежать, так надо)

    Психолог: На сегодняшней нашей встрече мы посмотрим, на сколько ребята интеллектуально готовы к школе: проверим развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

    Сегодня ребята будут выполнять задания, родители будут работать вместе с нами, могут помогать своим детям или будут просто наблюдать за их работой.

    И так начинаем.

    (слайд 14)  Первое задание на восприятие «Найди такую же фигуру»

    • На своих столах найдите карточки с фигурами. Задание: найдите из предложенных фигур в правой стороне, такую же фигуру, как в левой части». Родители наблюдают за работой детей.

    (слайд 15) Задание на внимание «Скопируй фигуры»

    Сейчас я предложу вам выполнить задание, вы внимательно слушаете меня. Я говорю один раз. Родители наблюдают за работой детей.

    • Найдите на своих столах бланки с заданием, на которых нарисованы точки в квадратах и пустые квадраты. Необходимо скопировать рисунок за определенное время (2 минуты) Фоновая музыка
    • (слайд 15 – 2 часть) Переверните этот лист. Следующее задание: нарисуйте в ряд 10 треугольников. Инструкция дается 1 раз: закрасьте 3-й, 7-й, 9-й треугольники.

    Психолог: Уважаемые родители, вы наблюдали за работой своих детей, некоторые пытались подсказать. Эти задания продемонстрировали вам, насколько внимательны ваши дети. Прокомментируйте их работу (по желанию комментарии родителей)

    (слайд 16) Психолог: Ребята, а сейчас мы сделаем упражнение для наших рук.

    Задание на мелкую моторику(упражнения выполняют и родитель, и ребенок)

    Руки лежат на столе, выполняются движения под словесное сопровождение.

    Ладошки вниз,

    Ладошки вверх,

    На бочок и в кулачок.

    Стихотворение читается несколько раз с увеличивающимся темпом.

    Психолог: Немного отдохнули, продолжаем работу. Следующее задание выполняют и ребята, и их родители. Работаем самостоятельно, не подглядываем.

    (слайд 17)Задание на пространственные представления.

    • Уважаемые родители и ребята, приготовьте чистый лист, простой карандаш. Следующее задание выполняют все. На листе бумаги в клетку под диктовку надо нарисовать: в правом верхнем углу – треугольник, в левом нижнем углу – ромб, в правом нижнем углу – квадрат, в левом верхнем углу – круг, в центре листа - прямоугольник.(Задание выполняется под диктовку. ) В конце проверяется правильность выполнения: посмотрите на работы в парах, все ли вы сделали правильно, а теперь (слайд 18) посмотрите, как должно было быть. Если есть ошибки – закрепляем пространственные представления.

    (слайд 19)  Муз. Руководитель: Пришла пора немного развеяться. Встаём в круг и повторяем за мной.

                                                                              Физ. Минутка « Карусель»

    (слайд 20) Родители делают своим детям контактный массаж

     Психолог: Замечательно отдохнули, готовы работать дальше?

    (слайд 21) Задание на память «Я положил в мешок» 

    Родители проходят и садятся на свои места за столы. А мы поиграем с Волшебным мешочком: достаем из мешка игрушку, показываем всем, называем ее. А теперь мы будем складывать предметы в мешок, повторяя все предыдущие.(Вед.-у меня кошка, я кладу ее в мешок, следующий –в мешке кошка, а я кладу собаку и т.д.)

    Психолог: Молодцы, занимайте свои места. Мы продолжаем.

    • (слайд 22) «Я – фотоаппарат»  Сейчас на экране вы увидите картинку, на которой изображены предметы. Мы назовем все предметы. Вы смотрите на нее в течение 15 секунд, а затем по памяти рисуете, что запомнили. Рисование схематичное, что бы вы смогли назвать этот предмет. Приготовьте для себя чистый лист и простой карандаш. Работаем самостоятельно. (родители тоже рисуют).

    (меняем на слайд 21) Ребенок рассказывает родителю, что он нарисовал. Родитель его проверяет.

    Итог: если нарисовано 8-12 предметов- зрительная память отличная, если менее 8 – необходимо выполнять развивающие упражнения

    (слайд 23) Задание на мышление. Давайте сделаем небольшой разогрев перед следующим заданием, поиграем в нашу любимую игру «Ассоциативная цепочка» (по цепочке отвечаем на вопросы «Какой? А что еще бывает таким?»)

    (слайд 24 - 32) (сравнение предметов) На экране предлагаются пары предметов. Надо сказать, чем они похожи, чем различаются.  Задания даются детям и родителям по очереди. (Белка - лиса, стол - стул, книга – тетрадь, яблоко – апельсин,  пианино – скрипка, топор – молоток, морковь – огурцы, самолет – корабль, кошка - собака)

    (слайд 33) Задание на воображение, развитие речи.

    • Дети и родители объединяются по парам и в течение 5 минут сочиняют сказку с использованием заданных предметов. После выполнения сказки зачитываются с места и по аплодисментам выбирается наиболее интересная. Предлагаемые предметы: мягкая игрушка «медведь», шариковая ручка, зонтик, искусственный цветок.

    Логическая игра со зрителями.

    Психолог: Мы заслушали все сказки, они разнообразны и не похожи друг на друга. Вы все отлично справились с совместной работой.

    Музыкальный руководитель: А сейчас настала пора подвести итоги. Я прошу вас всех выйти из-за столов и встать полукругом.

    Итог.

    Подведение итогов. Обратная связь: что родителям понравилось, что было самым сложным, самым простым, на что обратить внимание, с чем необходимо работать.

    Музыкальный руководитель:  Возьмёмся за руки друзья,

                                                        Словно крепкая семья!

                                                        Пошлём улыбку мы по кругу,

                                                        И похлопаем друг другу!

    Раздача родителям буклетов «Значение игры при подготовке ребенка к школе»

    Список литературы

    1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121 с.
    2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
    3. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2007.
    4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 2006.
    5. Вересова Н.Н. «Мы – земляне». – М.: Просвещение, 2006.
    6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: «Союз», 2007. - 93 с.
    7. Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии. - М.: Просвещение, 2008, № 2.
    8. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. – 2009 - №10
    9. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2006 - № 1
    10. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. – 2011 - № 3
    11. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психол. 2012. № 4.
    12. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье– М.: Педагогика, 2011.
    13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2006.
    14. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры у дошкольников. М.: Просвещение, 2003. 40с.
    15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Просвещение, 1998.

    Интернет-источники:

    1. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста//http://mbdou-ds11.ru
    2. Развитие познавательного интереса у дошкольников//http://vscolu.ru
    3. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса (Кузина А. Ю.)http://chgards.ru
    4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интерактивного занятия с родителями и детьми по развитию речевого дыхания.

    В конспекте  занятия по развитию правильного дыхания представлен один из способов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью привлечения близких к осуществлению коррекционного воздейств...

    Занятие с родителями и детьми подготовительной группы « Книги – наши лучшие друзья». Воспитатель: Горкина С.С. р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7»

    Занятие  с родителями и детьми подготовительной группы « Книги – наши лучшие друзья». Книга является источником знаний человека!   Поэтому, вместе с родителями закрепим пра...

    Досуг с родителями и детьми подготовительной к школе группе "Здоровый образ жизни в семье и в детском саду"

    Совместно проведенный досуг создает положительный эмоциональный комфорт у детей и взрослых в процессе общения друг с другом, повышает педагогическую культуру родителей по вопросам здорового образа...

    Конспект развлечения с родителями и детьми подготовительной к школе группы. Тема "Народы поволжья"

    Цель: Приобщать детей к традициям народов Поволжья.Задачи: Расширять знания детей о традициях народов Поволжья; развивать желание участвовать в исполнении песен, игр, танцев; приобщать детей к творчес...

    Конспект Спортивного праздника «Мой веселый звонкий мяч» с родителями и детьми подготовительной к школе группы.

    Задачи:- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;- вызывать у родителей желание сотрудничать с педагогами в вопросах физического развития детей;- формировать основы досуговой ...