Формирование первичных представлений у воспитанников
консультация (подготовительная группа) по теме

Ефанова Наталья Тимофеевна

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми, и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование первичных представлений у воспитанников

о профессиях родителей (законных представителей)

(организация экскурсий на места работы родителей).

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

       Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми, и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать,  и оценивать свои возможности,  в более старшем возрасте.

    Можно применять следующие формы работы с воспитанниками, так в совместной деятельности педагога с детьми –  мы применяем индивидуальные беседы.

 

   Денис Маслов рассказывал, что его бабушка играет на фортепиано. Ольга Юрьевна с удовольствием устроила  нам экскурсию в музыкальную школу. Познакомила нас, на каких инструментах проводят обучение в школе, с самими инструментами и преподавателями. Дети с удовольствием пели детские музыкальные песенки и захотели прийти туда учиться музыке.

    У Ульяны мама работает на  машине «Скорой помощи» фельдшером . Пригласила нас на станцию скорой помощи в свою смену. Нас познакомили с медицинскими инструментами, которые находятся в специальных ящиках врачей. Дали послушать друг друга стетоскопом, показали, как работают сигнальные маячки на машине.

 

   Неизгладимое впечатление у детей оставила экскурсия в пожарную часть. Там работает папа нашего бывшего воспитанника Ромы Смирнова – Смирнов

                        Нам рассказали о специальной форме пожарных, показали, где находится пожарный рукав и запас воды в машине. Как спасают при пожаре потерпевших, и даже дали посидеть в машине, почувствовать себя пожарными.

  А так же у нас есть родители (законные представители), которые работают непосредственно,  в нашем дошкольном учреждении. Это Татьяна Михайловна Карсакова – старший воспитатель – мама Кирилла. Познакомила нас с работой методического кабинета и с профессией старшего воспитателя.

Оксана Алексеевна Мокрушина – машинист по стирке белья – мама Максима. Показала нам и рассказала о своих обязанностях и работе.

    На экскурсии в образовательной школе №3 мы познакомились не только с учителем начальных классов, но и узнали о работе других интересных учителей. Нам показали их классы и рассказали о их работе.

Так как мы часто ходим на экскурсии в библиотеку, дети познакомились с профессией библиотекаря. Узнали, как много есть книг разных жанров, что можно брать книги в читальном зале домой – почитать и принести обратно.

 

   В сотрудничестве с музеем -  познакомились с работой музейных работников. Что они отслеживают историю нашего города, и других событий, которые происходят с течением времени

  Проходя мимо стоматологической поликлиники, детей заинтересовал стоматологический кабинет. И Людмила Викторовна , главный врач, познакомила нас с профессией стоматолога. Нам рассказали про медицинские зубные инструменты, показали, как смешивают лекарство для пломб, какие ещё врачи работают в стоматологической поликлинике.

    Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях , активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

 

Профориентация воспитанников осуществляется и через

 самостоятельную деятельность детей, которая проходит через  продуктивную и игровую деятельность. Где дети в играх закрепляют ту или иную    профессию: «Пожарная часть», «Больница», «Библиотека», «Школа».

Так же мы знакомим с такими профессиями, как композитор, художник, поэт. Учим с воспитанниками стихи А.С. Пушкина,     Тютчева, Елены Трутневой,        

 

Рисуем пейзажи и натюрморты. Соня Каменева участвовала во Всероссийском конкурсе рисунков и получила диплом участника.

  Слушаем классическую музыку П.И. Чайковского, И.С. Баха,

 И на основании этой работы мы можем выделять одарённых детей.

  В каждом будущем выпускнике мы видим задатки того или иного мастерства.

Выпускница Вика Полищук являлась участницей конкурса чтецов к 70 – летию Победы со стихотворением «Письмо на фронт».

 Максим Мокрушин со своим братом Николаем участвовали то же к 70 – летию Победы в конкурсе рисунков, с рисунком «Два боевых командира».

                                                                 

            Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

 Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

 Мы считаем  – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  они могут смело вступить в самостоятельную жизнь.

 Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ».

Цели:1.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.2.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. 4....

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Нравственное воспитание  - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в группе раннего возраста по формированию первичных представлений о здоровом образе жизни на 2013-2014 уч.год.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский район      ПЕРСПЕКТИВНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в группе раннего возраста по формированию первичных представлений о здоровом образе жизни на 2013-2014 уч.год.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский район      ПЕРСПЕКТИВНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ...

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального на...

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Выступление на тему: «Взаимодействие с родителями по формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере экономического воспитания»

Выступление на тему:«Взаимодействие с родителями по формированию первичных социальных компетенций воспитанниковв сфере экономического воспитания»...