Главные вкладки

    Буклет для родителей "Развиваем произвольность"
    консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

    Пулина Марина Викторовна

    Приемы воспитания произвольности, игры на формирование произвольности и усидчивости

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvivaem_proizvolnost_starshih_doshkolnikov_buklet_2017.doc272.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приемы воспитания произвольности:

    1. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого. Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества.
    2. Рассказывайте о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. 
    3.  Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Важно стимулировать ребенка, мягко оценивая результаты его деятельности. Полезна наглядная фиксация результатов, ежедневное подведение итогов. Вместо оценок можно рисовать веселых (грустных) зайчиков, предложить ребенку оценить свое поведение, деятельность самому, передвинув отметку на шкале, линейке.
    4. Предъявляйте к ребенку требования, соответствующие его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.
    5. Развивайте нравственные убеждения и мотивы детей. Почему нельзя? Потому, что это обидит Васю, навредит Юле и так далее по ситуации. Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
    6. Соблюдайте режим дня, домашние ритуалы, обязанности (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините»). Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей и педагогов.
    7. Побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников.
    8. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.

    МАДОУ ЦРР д/с 133

    Развиваем произвольность!

    E:\Психолог в детском саду\КАРТИНКИ\дети\1263974281_6.jpg

    Родителям на заметку

    Педагог-психолог

    Молькова М.В

    Игры для развития произвольности

    Отвечай наоборот. Ребёнку задаются любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Нужно ответить наоборот – если это правда – «нет», если неправда – «да». Для поддержания интереса можно задавать смешные вопросы, а можно эту игру использовать для закрепления изучаемого материала. Примерный перечень вопросов:

    -Ты спишь?

    - Ты мальчик?

    - Ты ел кактусы?

    - Сейчас вечер? И т.д.


    Я кубик несу и не уроню. Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

    Схвати предмет. Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.

    Кулак – ладонь – ребро. По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает ребенка: своими руками показывает одно, а говорит – другое.

    Говори по сигналу. Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

    Прошепчи ответ. Взрослый задает вопросы. По сигналу взрослого: «Раз, два, три – шепотом говори», задача ребенка - прошептать ответ. Вопросы:

    • Какое сейчас время года?

    • Как называется наш город?

    • Как называется детеныш коровы?

    • Сколько лап у собаки?

    • Какие дни в недели выходные? И. т. д.

    Раскрась фигуры. Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами, просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

    Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

    Зачеркни фигуры. Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть все домики, мячики, елочки. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

    Закончи ряд до конца. Детям выдаются бланки. Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд».

    Игры, не требующие специальной организации места (игры на ходу)

    В эти игры можно играть с ребёнком во время поездки, по дороге куда-то, дожидаясь своей очереди, например, на приём к врачу. 
     
    «Запретное слово». Игроки повторяют за ведущим слова как можно быстрее, вводится запрет на повторение какого-то слова. Для усложнения игры можно вводить запрет на повторение слов, относящейся к какой-то группе (например, можно повторять все слова, кроме названий цветов и т.п.)
     
    «Прислушивание».  По сигналу взрослого ребёнок должен прислушаться к тому, что происходит в комнате (на улице, в животе, ощущения в ногах, руках и т.п.) в течение 10 секунд. Затем ребёнок описывает, что он услышал.
     
    «Условный сигнал». Взрослый и ребёнок договариваются об условном сигнале, это может быть слово или жест (хлопок в ладоши). Услышав этот сигнал ребёнок должен отреагировать: произнести определённое слово или произвести какое-либо движение. Время действия игры так же обговаривается. Начинать играть лучше с небольших промежутков, постепенно увеличивая время игры.

      «Четыре стихии». Взрослый во время игры называет одну из стихий: вода, земля, воздух, огонь, а ребёнок должен её изобразить движениями. Например: земля – руки вниз, вода – руки перед собой, воздух – руки вверх, огонь – движение руками сверху вниз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.

    В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из методов развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается использование на различных зан...

    Серия дидактических игр направленых на развитие произвольного внимания

    1 этап - игры направленные на развитие умения  произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли.2 этап - игры направленные на...

    Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме развития у них произвольной памяти....

    "Развитие произвольной моторики, как средство коррекции ОНР у детей дошкольного возраста"

    В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, к нам в учреждение общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в ус...

    ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти  у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител...

    Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников.

    Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников....

    Буклет для родителей "Игры и упражнения для развития произвольного поведения"

    Для психологической готовности к школе детей 6-7 лет, необходимо развивать у них произвольное поведение (произвольную память, внимание)....