Типы нервной системы
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_nervnoy_sistemy.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Тип нервной системы ребенка и его успехи в развитииТип нервной системы ребенка и его успехи в развитии

Родителей и воспитателей часто интересуют вопросы: почему в одинаковых условиях воспитания и обучения не все дети одинаково успешны? Почему ребенок старается, но желаемого результата не достигает? На успешность, результативность, правильность поведения ребенка влияет тип его нервной системы. Родители и воспитатели должны знать и учитывать особенности детей, помогать им использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые.

Понятие «тип нервной системы» ввел русский физиолог И.П. Павлов. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность нервных клеток и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в «запредельное» торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. Эта характеристика лежит в основе деления типов нервной системы на сильный (подвижный и инертный) и слабый. Они различаются прежде всего работоспособностью, оптимальной только при определенных условиях, что и необходимо учитывать в воспитательно-образовательной деятельности.

Учет индивидуальных проявлений свойств нервной системы при обучении и воспитании ребенка дает возможность выстроить персональный подход к нему. А воспитатели и родители, зная проявления свойств нервной системы, могут использовать приемы, облегчающие взаимодействие взрослых с детьми.

Усвоению нового материала в большей степени способствуют особенности детей со слабым типом нервной системы, которые по правильности понимания и применения знаний чаще превосходят детей с сильным ее типом.

Приемы работы с дошкольниками со слабым и сильным типом нервной системы 

Дети со слабым типом нервной системы менее выносливы, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий. Также необходим более продолжительный отдых, чтобы восстановить вовлеченные в работу нервные клетки. Кроме того, детям со слабым типом нервной системы нужна деятельность с недлительными и качественно разнородными действиями. Например, при заучивании текста помогут приемы: «мысленное» рисование картинок к тексту; повторение текста с использованием картинок, расположенных вперемешку (воспроизводя правильную последовательность).

Психологи заметили: ребенок со слабым типом нервной системы, склонный подолгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разобраться в различных ситуациях.

Рекомендуется:
— давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку к занятиям, игре;
— поощрять в ходе деятельности, формируя чувство уверенности: «хорошо», «молодец» и т.п.;
— осторожно оценивать неудачи, поощряя за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;
— вовлекать ребенка в более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности. Узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются лучше.

Не рекомендуется:
— ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
— быстро переключать внимание ребенка на другие виды деятельности;
— без необходимости отвлекать ребенка от выполняемой работы (игры, занятия);
— поддерживать переживания ребенка по поводу eго неудач.

Какой должна быть тактика родителей по отношению к детям с сильным типом нервной системы?

В целом дети с сильным типом нервной системы хорошо приспособлены к разнообразным условиям деятельности.

Надеясь на свои способности, они:
— недостаточно глубоко и качественно овладевают знаниями;
— менее организованы в самостоятельной деятельности;
— усваивают материал легко, поверхностно и быстро забывают;
— глубоко не вникают в суть окружающих явлений без помощи взрослого;
— не любят повторять им уже известное, чтобы установить новые взаимосвязи.

Что может сделать взрослый, чтобы облегчить детям с сильным типом нервной системы перестройку малоэффективных способов работы, нейтрализовать психологические особенности, затрудняющие обучение?

В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на таких детей особое внимание, по возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности.

Полезно специально тренировать детей с сильным типом нервной системы, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает, — особенно во время конструирования, когда следует точно выполнять инструкцию, работать по схеме (а это уже доступно детям 5—7 лет). Например, изготовление мебели из бумаги, цветов и использование конструктора типа Лего.

Однако объем работы не должен быть таким, чтобы ребенок уставал. Если деятельность монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, истощение умственных сил, пресыщение детей с сильным типом нервной системы наступает быстрее. Развивая усидчивость, следует разрешать ребенку непродолжительные перерывы, по возможности меняя виды деятельности.

Как отмечают психологи, люди с сильным типом нервной системы обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача взрослого убедить ребенка в важности этого.

Специальные приемы работы с инертными и подвижными детьми

Детям с подвижным типом нервной системы трудно быть сдержанными. Возникают определенные трудности там, где они должны действовать строго по правилам (дидактические игры), в ситуации учебной деятельности (например, во время занятий). У таких детей может угасать активность, утрачивается интерес к выполняемой деятельности, что выражается в частых отвлечениях, особенно если возникают затруднения в получении ожидаемого результата.

Нужны задания с разнообразием повторений, варьированием, чтобы сохранить заинтересованность (например, если ребенок выкладывает узор из мозаики, усложнение должно быть постепенным: «Выложи одного цыпленка» (по указанию или схеме). Затем предложите самостоятельно выложить второго, «чтобы ему не было скучно».

Необходимо организовывать деятельность ребенка так, чтобы выполнение задания требовало внимательности. Например, дидактические игры: «Перепутанные варежки», «Как найти дорогу зайке, чтобы его не поймала лиса». В этих случаях ребенок внимателен, и от него не надо требовать внимания и дисциплины.

Ситуация № 1. Можно наблюдать, как дети с подвижным типом нервной системы, особенно 5—6 лет, будучи предоставленные сами себе, никак не могут приняться за работу (как дома, так и в детском саду).

Как помочь таким детям включиться в работу?

Р е ш е н и е . Психологи считают, что одним из действенных способов может быть сокращение объема работы на первых порах. Например, отложить только прямоугольники или квадраты, а после того как намеченная часть работы выполнена и оценена взрослым положительно (найдите, за что похвалить), можно предложить продолжить работу (выбрать круги). Но если ребенок отказывается, не настаивать. В таких случаях взрослый включается сам или зовет других детей. Объем надо увеличивать постепенно, чтобы задание выполнялось до конца.

Ситуация №2. Самую большую трудность дети с подвижным типом нервной системы испытывают при выполнении однообразной работы. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают отвлекаться, смотреть в окно, рассматривать картинки. Задают вопросы не по существу, а чтобы привлечь к себе внимание.

Как поступать в таких случаях?

Р е ш е н и е. Можно предложить ребенку иные способы выполнения задания. Можно задавать вопросы, чтобы ребенок рассмотрел ситуацию с разных точек зрения. Например, при рассматривании картины «Собака со щенками», предлагать: «Сколько здесь щенков?», «Какой характер у каждого из них?», «Выбери себе щенка и от его имени составь рассказ». Можно использовать так называемые «лже-загадки» (термин О.В. Дыбиной). Например, «Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?», «Что едят крокодилы в Арктике?».

Между «слабыми» и «сильными», подвижными и инертными детьми, т.е. между представителями крайних типов, многочисленную группу составляют дети со средней представленностью этих свойств. Их природные динамические особенности, с одной стороны, и требования взрослых — с другой, чаще всего не вступают в резкие противоречия друг с другом; приспособление к ситуациям происходит относительно гладко.

Следует обратить внимание еще на один момент. Индивидуальный подход может быть успешно применен только в сочетании с учетом возрастных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения и воспитания конкретного ребенка, нужно принимать во внимание ее возможную типичность для данного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)

Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...