Консультация для родителей « Знакомство дошкольников с русской народной песней.»
методическая разработка на тему

Могильник Анжела Александровна

  Жизнь человека немыслима без песни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_r.n.pesney.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

          « Знакомство дошкольников с русской

                            народной песней.»

               

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?         

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Прилетели утки – уронили дудки.

Прилетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

                                                              (Серебряков)


        В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды, красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами, сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных героях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.


    Жизнь человека немыслима без песни. Рождаясь, ребенок слышит колыбельные, пестушки от  своей матери; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, и даже сами складывают их. Труд взрослого находит отражение в трудовых и обрядовых песнях. Лирические, величальные, песни-плачи сопровождают быт народа, его будни и праздники; царская солдатчина порождает рекрутские песни;  бурные исторические и политические события рождают свои...  Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике. О значении русского фольклора в развитии ребенка много написано и сказано. Я поделюсь с вами тем, как мы используем русское народное песенное творчество в работе с детьми.  Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки,  потешки. «где же, где же наши ручки?»; «ладушки-ладошки, звонкие хлопошки»; «где же наши ушки? слушают пестушки. Где же наши глазки? глазки смотрят сказки» . Под русские народные мелодии исполняем плясочки;  учимся различать колыбельную и плясовую.


   
Во второй младшей группе сравниваем музыку по типу контрастного сопоставления: колыбельная – плясовая, плясовая – хороводная.    В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни.
Колыбельные – заговоры - пожелания сна и роста, счастья и достатка «спи по ночам, расти по часам».
   Колыбельные – обращения к животным и птицам с просьбой укачать ребенка «лю-ли, лю-ли, прилетайте гули»; «уж ты, котенька-коток, приди котик ночевать нашу детку покачать».
   Колыбельные -  сказки - с мифологическими персонажами «ходит Сон по лавочке в голубой рубашечке» «ты усни, Угомон тебя возьми».
Устрашающие колыбельные «бай, бай придет дед Харыбай, скажет: Машу мне отдай»; «придет серенький волчок и утащит за бочок».
  Колыбельные – подарки «бай качи, качи, качи в головах-то калачи, в ручках прянички, в ножках яблочки».
знакомим с  жанром частушки.


      В старшей группе к перечисленному выше добавляется знакомство с календарными песнями:
закличками «дождик лей, на меня и на людей, поливай мои бобы, в лесу ягоды, грибы»; «весна, весна красная, приди весна с радостью»; «морозушка-мороз, не тяни домой за нос, не стучи, не балуй, иди окна разрисуй».
приговорками  «божья коровочка, полети на облачко, принеси нам хлеба, плюшек, сушек, сладких ватрушек».
колядками «уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог, чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились, чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились» и
потешным фольклором:  прибаутками,  небылицами «как у  наших, у ворот муха песенки поет»; «я с комариком плясала».

дразнилками «рева-корова дай молока, сколько стоит? три пятака»


   В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными  и обрядовыми семейно-бытовыми. Знакомство с песней происходит  согласно народному календарю и соответствующими ему праздниками. К каждой  из групп я использую дифференцированный подход (в фольклорной группе песенный материал изучается углубленно и расширенно, в остальных более поверхностно).
    Русские народные песни применяем  во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах,  используем для сопровождения плясок и хороводов. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т.к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения: «как на тоненький ледок» «как вставала я ранешенько» «вдоль по улице метелица метет» «где был Иванушка» и др. Некоторые песни используются как зачин к подвижным играм: «ходит Васька беленький» «со вьюном я хожу»
Полученные знания  используем на фольклорных развлечениях и праздниках.
Также  в работе с детьми используем современные авторские песни, написанные в народном стиле. Они становятся ярким украшением праздников и являются связью  между современностью и прошлым нашей страны.


      Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор;  обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка. Русские народные песни являются незаменимым средством нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с русским народным творчеством

Посредством русскоого народного творчества приобщать детей к русской культуре,традициям и обычаям....

Знакомство дошкольников с русской народной культурой. Ярмарка.

Уточняется представление детей о ярмарке. дети знакомятся с женским народным костюмом. В ходе занятия  раскрываются виды и жанры устного народного творчества....

Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».

« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»...

Знакомство дошкольников с русской народной песней

Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патри...

Творческий проект музыкальных руководителей ДОУ Чайковского муниципального района "«Знакомство дошкольников с русским народным творчеством»

В древности не существовало специальных детских празднований, но ребятишки обязательно принимали участие во многих из них и играли свою особенную роль. Такие праздники помогают детям почувствовать себ...

Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Матрешка    Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...